Лекция №2
Кинематика.
Введем несколько определений. Материальной точкой будем называть тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с характерными расстояниями в задаче. Из определения следует, что одно и то же тело в некоторых задачах представимо материальной точкой, в других нет. Пример: рассматривая орбитальное движение Земли вокруг Солнца можно считать Землю материальной точкой, а вот для рассмотрения вращения Земли вокруг собственной оси Землю нельзя считать материальной точкой. Частица - в задачах физики - массивная материальная точка. Тело отсчета – частица, относительно которой измеряются взаимные расстояния. С телом отсчета центрируется декартова система координат, представляющая собой 3 взаимно перпендикулярных оси, направленных на удаленные неподвижные объекты. После введения системы координат нетрудно описать движение произвольной частицы как изменение декартовых координат со временем – x = x (t), y = y(t), z = z(t). В векторной форме, если задать радиус – вектор частицы r = r (t) есть совокупность трех координат r = (x, y, z) .
Перемещение D r = r2 – r1 - изменение радиус вектора между двумя моментами времени. Если один из моментов времени фиксирован, тогда вектор перемещения с течением времени прочертит траекторию частицы. Очевидно, что такая траектория начнется из точки 1 - D r = 0.
Скорость.
Рассмотрим простейшие движения. Допустим, что перемещения одинаковы за равные интервалы времени D r = v D t , что эквивалентно v = D r /D t . v называется скоростью. В приведенных условиях v - скорость равномерного, прямолинейного движения. Покомпонентно v = (D x/D t, D y/D t, D z /D t) = ( vx , vy , vz ) . Модуль скорости, или длина вектора v = ( vx2 + vy2 + vz2 )1/2 . Если интервал времени конечен, то отношение D r /D t представляет собой среднюю скорость на заданном интервале v = vср . Пример: средняя скорость участника кольцевых гонок за оборот либо за множество оборотов vср = 0. Можно ввести иное определение средней скорости – например отношение длины отрезка пути к интервалу времени. В таком случае средняя скорость будет не вектором, скаляром.
Определим мгновенную скорость как:
v = lim D r /D t при D t ® 0.
Как видно из чертежа при бесконечно малых D t D r приближается к касательной к траектории, следовательно мгновенная скорость направлена по касательной.
v = dr /dt = (dx/dt, dy/dt, dz/dt) = ( vx , vy , vz )
Угловая скорость.
По аналогии с одномерным движением рассмотрим движение по окружности. Его также можно представлять как некоторое подмножество из множества одномерных движений в силу фиксированности радиуса. Определим угловую скорость w = da/ dt = lim D a /D t при D t ® 0 . w - угол пройденный точкой на окружности за единицу времени. Если отнести w к 2p - углу полного оборота, то n = w /2p - число оборотов за единицу времени, а T =1 / n - период обращения. Нетрудно видеть, что малый отрезок дуги окружности ds = R da,
ds / dt по определению скорость точки, ds / dt = v = R da/ dt = R w .
Принято обозначать производные по времени точкой над величиной –
v = dr /dt = r . = lim D r /D t
Ускорение.
Будем называть ускорением величину:
a = lim D v /D t = dv / dt = v .= d2 r / dt2
Мгновенное ускорение a в общем случае несовпадает с направлением скорости.Удобно ввести продольное относительно направления скорости и поперечное ускорения – соответственно a|| , a ^ . Если v2 – v1|| v2 , v1 то изменение скорости D v направлено вдоль скорости и следовательно поперечного ускорения нет - a ^ = 0, существует только продольное ускорение a = dv / dt = a|| . Нетрудно видеть, что такое движение будет одномерным. Его направление будет совпадать с вектором скорости, т.е радиус вектор r при удачном выборе начала отсчета системы координат r(0)= 0 будет параллелен вектору скорости r || v.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.