Постепенные неисправности - следствие естественного непрерывного процесса изнашивания и возникает постепенно.
Причины, вызывающие неисправности машин:
1) Резкое изменение условий работы машины, при которых она не в состоянии продолжать работу (поломка детали или узла, залипание рабочих органов, уменьшение давления).
2) Нарушение установленных регулировок механизмов и сопряжении (изменение зазора, повышение температуры, изменение давления, натяжения).
3) Изнашивание деталей в процессе работы машины (основная причина неисправности).
Задача техническом эксплуатации машины состоит в том, чтобы изучить причины возникновения неисправностей, предупредить неисправность и обеспечить нормальное техническое состояние машины.
Изнашивание - постепенное изменение формы и массы детали, изменение их физических свойств. Результатом изнашивания является износ, т.е. изнашивание это процесс, износ это результат изнашивания, численное выражение процесса изнашивания. Изнашивание - неизбежный процесс при эксплуатации машин, сложное явление, которое, происходит под действием многих внешних факторов (механические, химические, тепловые).
Существует несколько теорий износа:
1) Механическая - объясняет процессы, происходящие на поверхности трущихся деталей как механическое воздействие, в результате чего происходит^ при относительном движении тел, зацепление и сдвиг микро неровностей, их деформация.
2) Молекулярная - объясняет процессы, происходящие на трущихся поверхностях, молекулярным взаимодействием.
3) Молекулярно-механическая - механическое и одновременно молекулярное взаимодействие.
4) Окислительно-коррозионное - объясняет процессы трения активным окислением микрообъёмов, происходящим под действием пластических деформаций.
5) Тепловая теория - определяющим фактором считаются температурные процессы, которые вызывают рекристаллизацию, отпуск, закалку. Наиболее истинная 3.
Виды износа:
1) «Износ-схватывание» - процесс разрушения поверхности, выражающийся пластическими деформированиями поверхностных слоев, процесс возникновения и разрушения местных металлических связей между контактирующими поверхностями (трение-скольжение с относительно небольшими скоростями и удельным давлением, превышающим предел текучести металла, температура до определённых значений заметного влияния при этом не оказывает), наиболее не желателен.
2) Окислительный - результат диффузии кислорода в металл пластически деформируемых поверхностей. Образуются твердые плёнки окислов металла, что резко ухудшает условия трения и приводит к износу (трение-качение, трение-скольжение - ведущий вид . износа, для стенок цилиндров двигателя, для рабочих органов землеройных машин, где он сопутствует абразивному износу).
3) Тепловой износ - процесс интенсивного разрушения поверхности вследствие нагрева зоны трения до температуры размягчения металла (трение-скольжение с большими скоростями и большим удельным давлением).
4) Абразивный износ - процесс разрушения деталей при трении скольжения, который характеризуется с резанием металла в тонком поверхностном слое, срезание происходит твёрдыми абразивными частицами (рабочие органы землеройных машин, детали гусеничного хода, преобладает при работе поршневой группы, шеек колен вала).
5) Осповидный - процесс разрушения поверхности детали, обусловленный пластическими деформациями сжатия, упрочнение поверхностных слоев, возникновение остаточных напряжений. Усталость металла, трение-качение, характерными признаками этого вида износа является появление микротрещин в поверхностных слоях, возникновение групповых и одиночных впадин на поверхности (зубья тяжело нагруженных шестерён).
Факторы, влияющие на износ машин.
1) Конструкторские (от конструкции); 2) технологические факторы; 3) эксплуатационные.
1. Размер и форма сопряжения, начальные зазоры и посадки, величины давления, вид материала и его свойства.
2. Качество материала, вид термической обработки, класс частоты, точность сборки и т.д.
3. а) показатели, оценивающие режим работы машины (скорость, нагрузка на детали, характер изменения нагрузки, характер чередования запусков и остановок машин, температура и т.д.
б) показатели, характеризующие качество применяемых сортов топлива и применяемых сортов смазки. Отрицательно влияет на износ наличие абразивных частиц и воды, как в топливе, так и в смазке.
в) своевременность и высокое качество проведения ТО.
г) температура окружающей среды и сезонность работ, чтобы уменьшить влияние этих факторов надо соблюдать сорт масла, обеспечивать утепление и охлаждение двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.