Применение двух толкачей мощностью 385 л. с. вместо одного при скрепере с емкостью ковша 21,5—25 м3, по опыту фирмы Катерпиллар (США), сокращает продолжительность наполнения с 60 до 41 с, или на 32% и увеличивает объем набранного грунта с 20,8 до 23 м3, или на 11%. Чем меньше дальность возки, тем эффективнее применение толкачей.
Опыт отказа от толкачей и создания поездов из двух —трех скреперов с одноосными тягачами, загружаемыми последовательно с помощью всех тягачей поезда, оказался пока неудачным:
поезд терял время не только на загрузке, но и в пути, так как мог развивать только 55—60% максимальной скорости одиночного скрепера. Поэтому известное распространение получила работа одиночных двухмоторных скреперов, сцепляемых только на время набора грунта. Сцепка состоит из пружинной плиты и петли, накидываемой гидроцилиндром на задний крюк переднего скрепера (рис. 193). Задний скрепер подходит к переднему и сначала толкает его, накинув петлю гидроцилиндром, а затем передний скрепер заполняет задний, буксируя его за крюк. После этого сцепка расцепляется.
Для небольших дальностей возки (до 500 м), при очень тяжелых рельефах и дорожных условиях, а также при наличии специфических условий (например, отсыпки насыпи с головы, где прицепной к гусеничному тягачу скрепер мало производителен или вовсе непригоден), может с успехом применяться гусеничный самоходный скрепер-бульдозер, ковш которого расположен между гусеницами (рис. 195). Опускание ковша для работы (рис. 195,а) производится одновременно с подъемом заслонки при поднятом отвале бульдозера; подъем ковша после наполнения производится с опусканием заслонки (рис. 195,6). Буль-дозирование может выполняться как с наполненным ковшом (рис. 195, в), так и с порожним. Разгрузка производится поворотом задней стенки ковша с поднятой заслонкой (рис. 195,г) на переднем или заднем ходу. Регулирование толщины разгруженного слоя грунта производится опусканием отвала. Управление этими движениями производится гидроцилиндрами.
Машина может быть снабжена механическим рыхлителем и реализовать тяговое усилие до 20 те. Масса машины 18 т при емкости ковша 6,5 м3 и мощности двигателя 150 л. с. Давление на грунт 0,56—0,87 кгс/см2. Скорость переднего хода 2,5— 9 км/ч', заднего 3,5—11 км/ч. Благодаря высоким скоростям заднего хода и разгрузке как на переднем, так и заднем ходу, машина удобна для челночной работы без разворотов; осуществляемых бортовыми фрикционами. По весовым показателям машина близка к прицепным скреперам, но реализует, однако, более значительные усилия, чем обычные скреперы такой же 338
Рис. 196. Области применения, скреперов:
I— самоходных; 2—прицепных к гусеничным тнгпчпм (тракторим); З—симозвгру-«кающихсн
кю ш зон ма то юо юн юр н
дальность Аиди Исдном направлении
емкости, работающие на прицепе тракторов мощностью 90— 100 л. с. с силой тяги до 12—13 те.
Учитывая более высокую универсальность и маневренность этой машины, возможность работы в таких тяжелых дорожных условиях, где использовать колесные машины нельзя, следует считать применение гусеничных скреперов в ряде условий весьма перспективным, тем более, что они могут агрегати-роваться в основном из узлов гусеничных тракторов.
По исследованиям фирмы Катерпиллар (США) наиболее эффективные области применения прицепных, самоходных и самозагружающихся скреперов определяются диаграммой на рис. 196 в зависимости от дальности возки и удельного сопротивления передвижению. Характерно, что при сопротивлении качению свыше 140 кгс/тс применение колесных тягачей не рекомендуется; это определяет минимальные требования к дорогам и затяжным подъемам. - • '
Важными вопросами, имеющими общий характер для наиболее часто применяемых скреперов, являются соблюдение при конструировании требований эргономики и выбор конструкции механизмов поворота скрепера. Первое касается обзорности и амортизации колебаний, возникающих при быстром движении самоходных скреперов. Применительно к наиболее распространенным конструкциям скреперов можно видеть (рис. 197), что углы обзорности вперед ограничиваются капотом тягача с поднятой передней частью, а назад для наблюдения за заполнением задней стенки ковша — верхней кромкой заслонки и для наблюдения за днищем ковша и поступлением грунта на нож — попе-.речной балкой хобота рамы ковша.
При двухосном и гусеничном тягаче схема обзорности составляется аналогично. Следует считать, что обзорность при работе скрепера может быть улучшена подъемом кабины или размещением сиденья водителя ближе к сцепному устройству,
Что касается вибраций и колебаний сиденья водителя, то многочисленные исследования показали, что можно их снизить. 339
Рис, 197. Схема обзорности при работе на скрепере с одноосным тягачом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.