ВОПРОС № 6
ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ СКРЕПЕРА.
Тяговый расчет скрепера. Возникающие при работе скрепера сопротивления в сильной степени зависят от совершаемой операции. Максимальное сопротивление развивается в процессе наполнения ковша грунтом и особенно в конце наполнения, а минимальные сопротивления обычно соответствуют обратному движению порожнего скрепера в забой. Если мощность двигателя скрепера выбирать по максимальному значению сопротивления, то в остальное весьма продолжительное время работы она не будет использоваться, что невыгодно.
Для преодоления развивающихся при наполнении ковша, хотя и очень больших, но кратковременных сопротивлений применяют различные методы. Наибольшее распространение получил метод повышения общего тягового усилия за счет применения трактора-тягача. Последний, находясь в забое, поочередно обслуживает несколько прицепных или полуприцепных скреперов. Исследования показывают, что с ростом толкающего усилия путь и время набора грунта снижаются, а коэффициент наполнения ковша возрастает. При этом гусеничные тягачи, особенно при работе на рыхлых и супесчаных грунтах, оказываются более эффективными, чем колесные; это объясняется большим коэффициентом сцепления гусеничного хода. Мощность толкача увеличивают с повышением емкости ковша скрепера. Однако такое увеличение оказывается выгодным лишь до определенного предела мощности, примерно равного 350 кВт. После этого, в случае необходимости, выгоднее применять два толкача.
Для преодоления больших сопротивлений, связанных с наполнением ковша, некоторые полуприцепные скреперы снабжаются дополнительным двигателем, действующим на заднюю ось скрепера, поэтому при включении этого двигателя все колеса скрепера становятся ведущими. Мощность дополнительного двигателя обычно составляет 50—60% от мощности основного двигателя. Сопротивления при наполнениях снижаются также и в случае скреперов со скребковым конвейером. Недостатком таких конструкций является наличие дополнительных масс (двигателя иди конвейера), что повышает общее тяговое усилие, при этом операция транспортирования грунта обходится дороже. Поэтому эти скреперы применяются лишь при небольшой дальности возки грунта — до 500—600 м, а также при небольших темпах работ, когда содержание трактора-тягача ввиду больших простоев становится невыгодным.
Некоторые конструкции самоходных скреперов со всеми ведущими колесами выполняются с расчетом возможности работы их поездами. Полуавтоматическое сцепное устройство таких машин позволяет производить на ходу как сцепку, так и возврат их к раздельной работе. Сцепка производится в забое, непосредственно перед наполнением ковша. Сначала наполняется передняя машина, а задняя в это время выполняет функции толкача. При наполнении грунтом задней машины передняя является тягачом, тем самым повышается общее тяговое усилие. После наполнения производится расцепка и к месту выгрузки машины перемещаются раздельно.
Определение возникающих при работе скреперов сопротивлений следует производить раздельно для рабочего и транспортного режимов.
Сопротивление перемещению груженого скрепера может быть определено по формуле
Wr=(Gc+Gr)(f+i)
где Gc — сила тяжести скрепера; Gr — сила тяжести грунта в ковше; f—коэффициент сопротивления перекатыванию скрепера; i—уклон местности.
Сила тяжести грунта в скрепере
Gr=qkHd0g
где q—геометрическая емкость ковша; kH—коэффициент наполнения, который может быть принят равным единице;
d= 1300—1600 кг/м3 — объемная масса грунта в скрепере.
Сопротивление, возникающее при рабочем режиме, определяется по формуле
Wраб=WT+Wр+W`н+W``н+Wn
где WT — сопротивление перемещению скрепера как тележки, W`н и W``н — сопротивление силы тяжести грунта и сопротивление грунта в ковше; Wn —сопротивление перемещению призмы волочения.
При этом относительный объем призмы волочения, т. е. ее объем по отношению к полной емкости ковша, может быть принят равным 0,2—0,3 при несвязных грунтах и 0,1 при связных; Wр — сопротивление грунта резанию, причем выбор значений удельного сопротивления резанию k0 следует производить, руководствуясь следующими данными (Н/см2):
Сопротивление наполнению может быть подсчитано на основании опытных данных, т. е. можно предположить, что
W`н+W``н=Wн=eV
Значения удельных сопротивлений e (Н/м3)
Работа полуприцепного и самоходного скреперов без толкача становится возможной при условии
Рк³ Wраб
где Рк — максимальная окружная сила на шинах ведущих колес скрепера.
Для прицепных скреперов необходимо условие
Тmax³ Wраб
где Тmax — максимальное тяговое усилие на крюке тягача. Если применяется толкач, то должны быть соблюдены неравенства
(Рк+Тт)kод ³ Wраб и (Тmax+Тт)kод ³ Wраб
где Тт—толкающее усилие толкача; kод = 0,85-0,90 —коэффициент одновременности работы толкача и скрепера.
Необходимо также произвести проверку возможности реализации тягового усилия по сцеплению:
}
где Gсц — сцепной вес самоходного скрепера или тягача; jсц—коэффициент сцепления.
Необходимая мощность (кВт) двигателя самоходного скрепера, рассчитанного на работу без толкача, определится но формуле
где u — скорость скрепера, м/с; h — к. п. д. передач; Wраб — общее сопротивление, возникающее при рабочем режиме, Н.
Литература:
Дорожные машины. Теория конструкция и расчет. Учебник для вузов. Изд.2-е перераб. и доп. Л., «Машиностроение», 1976. Авт. Хархута Н.Я. и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.