В схемах без прохождения звеньев через мертвую точку чаще применяются рбшения с верхним расположением цилиндров на хоботе скрепера (см. рис. 173 и 184). В этом случае на хоботе скрепера жестко закреплено одно звено четырехзвенни-ка 1—7 (рис. 202,а) или 1—9 (рис. 202, б),-а на сцепной раме тягача — система рычагов 5—2—3—6 (рис. 202, а) или 6— 3 4—5—7 (рис. 202,6). Гидроцилиндры двойного действия образуют звенья 1—2 и 7—6 или 9—8. При повороте тягача на 903 (стрелка вправо) рычажная система образуется теми же цифрами с индексами. В этом случае цилиндры имеют больший ход, однако отпадает необходимость в дополнительном реверсирующем устройстве, и хотя число шарниров больше, но надежность системы выше,
Общая схема управления системами по рис. 202 показана на рис. 203. Снабжение системы жидкостью производится насосом /. При повороте рулевого колеса 3 перемещается гайка 2 с наружной червячной нарезкой, с которой сцепляется зубчатый сектор. Поскольку усилие, необходимое для поворота цапфы 13, соединенной с головками штоков цилиндров 7, намного больше усилия поворота рулевого колеса, то сектор с рычагом и тягой 4 остается неподвижным, а рулевой вал перемещается 844
Рис, 202. Схемы работы гидроцилиндров поворота скреперов фирмы Катерпиллар с креплением головки штоков к шарнирам много-звенника (а) и непосредственно к его звеньям (б)
в осевом направлении, передвигая при этом через систему рычагов и тяг 8 золотник 10 и пружину //. Жид- 2 кость из резервуара 5 поступает в постоянно работаю-. щий насос / и, в зависимости от направления вращения рулевого колеса, по одному из трубопроводов 12 через распределитель и золотник 9—к цилиндрам. Подсоединение гидроцилиндров к распределительной коробке обеспечивает действие их штоков на цапфу поворотного вертикального шарнира. При этом один цилиндр работает на выдвижение одного штока, другой — на втя-
гивание другого. Давление в системе регулируется клапаном золотника 9.
Следящее действие системы и обратная связь в данной схеме обеспечиваются зубчатым сектором, тягачом и тягой 4, эксцентрично закрепленной на поворотной цапфе вертикального поворотного шарнира.
Скреперы МоАЗ оборудованы системой поворота с расположением гидроцилиндров на тягаче и переходом штока через мертвую точку, скреперы БелАЗ — системой с расположением гидроцилиндров на хоботе скрепера и дополнительным много-звенником, исключающим необходимость перехода штоков через мертвую точку.
Для улучшения устойчивости скреперов с одноосными тягачами вертикальная ось шарнира сдвигается назад от оси тягача на (0,015—0,05)/, где I — база скрепера. При двухосном тягаче ось поворота скрепера сдвигается от оси задних колес тягача вперед на (0,02—0,03)/. Большие значений сдвига использованы на отечественных скреперах, а также скреперах фирм Катерпиллар, Юклид и Аллис Чалмерс. Однако эти меры не всегда достигают цели, особенно при вынужденных торможениях на кривых участках пути. Поэтому продолжаются изыскания по увеличению устойчивости скреперов и других шар-нирно-сочлененных. машин. Исследования показали, что увеличение устойчивости может быть достигнуто либо размещением горизонтального и вертикального щарниров в разных местах продольной базы (отказ от универсального шарнира), либо небольшим наклоном назад верхнего конца вертикального шарнира (см. сноску на с. 342). Конечно, сохраняется необходимость 345
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.