ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) КОНЦЕССИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В. К о то в,
канд. экон. наук
Во многих странах для решения внутриэкономических проблем привлекаются иностранные инвестиции посредством организации государственных концессий. Государство за вознаграждение по договору передает иностранному предпринимателю (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государственной (муниципальной) собственности (к их числу могут относиться природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), нуждающиеся в инвестициях для рационализации (или организации) производства.
Имуществом концессионера являются объекты, передаваемые государством (муниципалитетами) во временное пользование и распоряжение, а также приобретенные им объекты (воздвигнутые строения, установленное оборудование и т.п.). Задача концессионера - эффективно использовать имеющееся в его распоряжении имущество с целью получить максимально возможную чистую прибыль и, как правило, вывезти ее за границу (или вывезти за границу часть готовой продукции, остающуюся в его собственности после расчетов с государством-реципиентом). В этом проявляются интересы концессионера и страны, которую он представляет. Массовый вывоз валюты, естественно, не повышает экономическую безопасность принимающей страны, но тем не менее она бывает вынуждена соглашаться на организацию концессий с целью решения тех или иных неотложных задач.
Концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых и модернизацию действующих производств на базе новейших технологий и тем самым создают условия для оживления и подъема экономики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличение поступления средств в федеральный и местные бюджеты за счет налоговых и долевых отчислений и др.). Именно в этом и заключается цель страны-реципиента.
Интересы концессий расходятся с общенациональными интересами принимающей страны, и в этом нет ничего противоестественного, они не могут полностью совпадать, поэтому такое положение можно считать нормальным. Конечно, возникающие противоречия таят в себе угрозу экономической безопасности страны-реципиента, но чтобы угрозы не стали реальностью, концессионный договор должен устанавливать баланс интересов государственных интересов и соискателя концессии. В договоре достижение частных целей должно согласовываться с общегосударственными. Это достигается трудно, но уступки и льготы должны находиться в пределах, позволяющих достичь посредством концессий целей, поставленных государством.
Организовать в стране государственные (муниципальные) концессии можно и нужно, при соблюдении контроля над их деятельностью, что должно определяться содержанием договоров. Теоретическая возможность контроля обусловливается тем, что государство (муниципальные власти) остаются собственниками передаваемого в концессию имущества, но функции пользования и распоряжения им переходят к концессионерам.
Часть возникающих противоречий интересов при организации концессий сглаживается условиями договора, угроза экономической безопасности страны от другой их части должна устраняться федеральной концессионной политикой. В настоящее время в России эти противоречия имеют некоторые особенности.
Основной капитал многих отраслей физически и морально устарел. Так, износ основных фондов промышленности к концу 1998 г. составил 52,4%'. Сокращение инвестиций в основной капитал (в 1997 г. по отношению к 1990 г. они составили всего 24%, а в 1998 г. их объем снизился до 22%)2 не позволяет в должной мере обновлять основные фонды и остановить процесс их дальнейшего старения. Без обновления основного капитала в материальном производстве нельзя достичь цели, ради которой была начата реформа: повышение эффективности общественного производства, его конкурентоспособности и на этой основе улучшение условий жизни населения. Кризис инвестиционной сферы заставляет искать еще не опробованные за время реформы способы его преодоления. К их числу относится и организация концессий. С их помощью иностранные инвестиции будут привлекаться в реальный сектор экономики (с которыми связываются надежды на повышение инвестиционных возможностей страны), не увеличивая внешней задолженности, что является важным условием подъема экономики.
Кризисное состояние экономики России ставит под угрозу ее экономическую безопасность (понимаемую как эффективное, развивающееся общественное производство, обеспечивающее социально-политическую устойчивость). Поэтому возникает естественный вопрос: как повлияют концессии на функционирование систем организации производства и на экономическую безопасность страны, что привнесут негативного и положительного в ее экономику?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.