Несмотря на все эти ограничения в государственной и муниципальной собственности имеется достаточное количество предприятий для организации концессий. Более того, их число может быть увеличено, например, за счет приватизированных коммерческих производств, признанных судами банкротами, незавершенного строительства. Однако окончательный ответ о наличии достаточного количества объектов - потенциальных концессий можно дать только после проведения специального исследования (или хотя бы предварительных изысканий).
В отношении влияния закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать, что он также сужает возможности организации концессии, поскольку потенциальные инвестиционные средства ограничены, а в случае принятия закона о концессиях их придется делить между двумя привлекательными направлениями расходования. Можно предположить, что на долю концессий придется ничтожная доля инвестиционных средств и она будет организована на весьма ограниченном числе объектов. Ради этого не следует затевать огромную предварительную работу.
Сомнения в необходимости доработки и принятия закона о концессиях могут возникать и потому, что как, свидетельствует исторический опыт, массовая организация концессий в различных государствах не всегда способствовала соблюдению интересов стран-реципиентов. Соискатели концессий больше всего заинтересованы получить возможность разработки природных богатств, дефицитных сырьевых ресурсов с целью вывоза их за границу в ущерб национальным интересам. То, что в России принят закон не о концессиях, а «О соглашениях о разделе продукции» свидетельствует именно о том, что в концессию легче всего сдать природные ресурсы. Поэтому проблема о влиянии концессий на экономическую безопасность страны должна решаться с учетом возможностей, которые предоставляет закон «О соглашениях о разделе про-
дукции». В мировой практике бывали и ситуации, когда через концессии, по существу, происходило ограбление стран. Соискатели концессий устремлялись туда, где открывалась благоприятная возможность для обогащения, а государственная власть не была в состоянии противостоять завышенным требованиям концессионеров.
Что касается России, то помимо необходимости усиления государственной власти при организации концессий следует учитывать и еще один очень важный момент. Массовая организация концессий может стать (если исходить из опыта приватизации) полем деятельности для криминальных элементов. Очень важно предупредить такую возможность, чтобы не допустить дальнейшую криминализацию экономической ситуации и еще большего ослабления экономической безопасности страны. Такие негативные проявления могут быть со стороны как недобросовестных соискателей концессий, так и государственных (муниципальных) чиновников. Поэтому необходимо проект закона о концессиях подвергнуть дополнительной экспертизе и исключить вероятность получения концессий соискателями с сомнительной репутацией.
Задачей концессионера является освоение нового рынка, а это значит, что возникнет конкуренция с российскими предпринимателями, которые в свою очередь будут вынуждены совершенствовать методы борьбы за рынок, что с позиции государственных интересов должно рассматриваться как нормальное явление. Экономика получит дополнительный стимул развития при усилении честной конкуренции и точном соблюдении установленных «правил игры». Однако между концессионерами, обладающими определенными льготами, и отечественными предпринимателями может возникнуть «агрессивная» конкуренция, нарушающая принятые нормы. Поэтому необходим контроль для обеспечения честной, добросовестной и открытой конкуренции; а в нужных случаях и ее защита.
Во всяком случае организация концессий должна быть управляемой и осуществляться в интересах страны. Различного рода неправомерным притязаниям соискателей концессий должны противостоять национальное законодательство и федеральная концессионная политика. При их разработке необходимо руководствоваться следующими основными принципами организации государственных (муниципальных) концессий:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.