Для того чтобы государственные (муниципальные) концессии способствовали подъему экономики необходимо решить ряд важных проблем. Прежде всего создать законодательную базу, регламентирующую порядок передачи государственного (муниципального) имущества в концессию. Еще в апреле 1996 г. Государственной думой был принят в первом чтении законопроект «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». В такой стадии готовности проект закона находится до настоящего времени. Работа над его совершенствованием продолжалась все последующие годы, но не завершена. Причина заключается в том, что проблема оказалась теоретически недостаточно разработанной, а перспективы организации концессий в современных условиях - неясны. Ведь для их организации требуется не только разработать соответствующее законодательство, но и внести поправки в действующие нормативно-правовые акты, установить контроль за деятельностью концессий, определить объекты, подлежащие передаче в концессию, предусмотреть меры по предупреждению криминальных проявлений и т.п. А что касается перспектив развития концессий, то они, казалось бы, определяются двумя федеральными законами: «О соглашениях о разделе продукции» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Считается, что эти законы обеспечивают правовую базу иностранным инвесторам и достаточно стимулируют приток инвестиций в экономику, поэтому нет необходимости разрабатывать и принимать закон о концессиях, положения которого не могут создавать более выгодные условия для инвесторов. На самом деле это не так. Перечисленные законы действительно создадут обстановку конкуренции для притока инвестиционных средств в реальный сектор экономики, которые потенциально могут поступить в страну, если закон о концессиях будет доработан и принят Государственной думой. Но конкуренция новому потоку инвестиционных средств еще не означает, что закон о концессиях лишается перспективы для реализации и поэтому не будет «работать».
Закон «О соглашениях о разделе продукции» упорядочивает правоотношения между агентами сделки, аналогичные возникающим в условиях концессии. Но этот закон ограничивается регулированием отношений между государством
и инвестором в части добычи природных ресурсов, а закон о концессиях должен предоставить более широкие возможности, он должен дать право заключать концессионные договоры на производственные объекты любой специализации. Следовательно, закон «О соглашениях о разделе продукции» сужает возможности закона о концессиях, но не решает всей проблемы.
На 1 января 1999 г. в собственности государства находилось 148 тыс., а в муниципальной собственности - 183 тыс. предприятий и организаций, или соответственно 5,1% и 6,3% их общего числа . Некоторая их часть может быть передана в концессию, кроме, конечно, предприятий и организаций, не допущенных к приватизации. Однако перечень последних следует пересмотреть, с тем чтобы с учетом нынешних экономических условий более обоснованно определить возможности организации концессии. С позиции обеспечения экономической безопасности страны. В число потенциальных концессий не могут быть включены предприятия и организации военно-промышленного комплекса, а также осуществляющие разработку драгоценных металлов и редких минералов, предприятия инфраструктуры (транспорта, транспортных терминалов, инженерных коммуникаций, средств и линий связи и т.п.). Организация концессии на них нецелесообразна, потому что концессионеры могут находиться под влиянием структур государственной власти своих стран и в нужный для зарубежных государств момент будут действовать в их интересах, нанося ущерб России. Установить же всеобъемлющий контроль за деятельностью концессий, устраняющий возможность деятельности в ущерб нашей стране, невозможно - это в достаточной мере не сочетается с сущностью концессионной организации производства и может ослабить интерес к ней.
Весьма вероятны и случаи, когда деятельность производства при передаче его в концессию по каким-то причинам и обстоятельствам окажется трудно контролируемой, а возможные отрицательные ее последствия непредсказуемы, в том числе в части возможной величины ущерба. При таких обстоятельствах на данном объекте должно сохраняться государственное управление, передавать его в концессию нецелесообразно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.