Переменная может выражать показатель ценового
качества или, иначе говоря, ценовой привлекательности товара. Его сложно свернуть
с показателями технического или потребительского качества, и используемые для
этого методы нельзя признать удовлетворительными. Рассмотрим два
распространенных подхода.
Метод 1. Определяется
единый показатель качества товара без учета цены
, после чего в качестве единого показателя
потребительской привлекательности используется число
-
«полезность на единицу цены». Его также называют интегральным показателем
качества, хотя
отнюдь не является средней
функцией от
(рис. 3). Изъян данного метода в том, что
пропорциональное изменение цены и качества никак не отражается на показателе
. Таким образом, дешевый и плохой товар оказывается
одинаково привлекательным по сравнению с дорогим и высококачественным. Это в
корне неверно, хотя при малых отличиях в качествах сравниваемых товаров показатель
применим.
Метод 2. Определяется единый показатель
качества без учета цены, а также показатель
ценового качества. Единый показатель качества
выражается так:
, (
), (11)
где -
весовые коэффициенты. Данный метод характерен для квалиметрии. Его недостаток в
постоянстве весов. Очевидно, что для высококачественного товара цена всегда
имеет большее влияние на выбор потребителя, чем качество. Для низкокачественного
товара все наоборот: качество существенно важнее цены. Это означает, что веса
и
качеств
и
зависят
от значений этих показателей (6).
Такое отношение к природе весов составляет главное отличие теории качеств от квалиметрии.
Рассмотрим новый подход к вычислению единого показателя потребительской привлекательности товара, связанный с использованием НС. Следует отметить, что его адекватность и полезность могут быть подтверждены или опровергнуты только в ходе специальных маркетинговых исследований.
Предположим, что потребительское
качество товара выражается показателем , вычисление
которого составляет отдельную, не обсуждаемую здесь задачу. Если товар является
промышленным изделием, то число
выражает его техническое
качество и уровень привлекательности для потребителей (brand,
имидж и т.п.). Показатель
ценового качества выражает
доступность товара для потребителя. Он может быть вычислен с помощью формулы
,
где - цена,
для которой в рассматриваемой совокупности однородных товаров определяются
граничные значения
,
. Для
оптимизации соотношения цены и качества в рассматриваемой совокупности товаров
следует найти товар, имеющий максимальное значение единого показателя
. Будем искать функцию
, как некоторую НС, являющуюся многочленом.
Многочлен 1-й степени имеет вид (11) , в силу чего не представляет интереса. Многочлен
2-й степени имеет график в форме параболоида и, как будет ясно из дальнейшего,
для свертывания цены и качества также не годится. Рассмотрим случай НС многочлена
степени 3, описанного в примере 2 .
Необходимо определить значения параметров
,
,
. Разумно поступить следующим
образом.
Эксперту следует назначить
значения двум маркам товаров, у которых показатели
известны. Это нетрудно сделать,
рассматривая крайности: дорогой товар высокого качества и дешевый товар низкого
качества. В итоге будет получена система из двух уравнений с неизвестными
, и останется неопределенным только один
параметр. Рассмотрим конкретный пример на построение рейтинга телефонов марки Sony-Ericsson.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.