Переменная может выражать показатель ценового качества или, иначе говоря, ценовой привлекательности товара. Его сложно свернуть с показателями технического или потребительского качества, и используемые для этого методы нельзя признать удовлетворительными. Рассмотрим два распространенных подхода.
Метод 1. Определяется единый показатель качества товара без учета цены , после чего в качестве единого показателя потребительской привлекательности используется число - «полезность на единицу цены». Его также называют интегральным показателем качества, хотя отнюдь не является средней функцией от (рис. 3). Изъян данного метода в том, что пропорциональное изменение цены и качества никак не отражается на показателе . Таким образом, дешевый и плохой товар оказывается одинаково привлекательным по сравнению с дорогим и высококачественным. Это в корне неверно, хотя при малых отличиях в качествах сравниваемых товаров показатель применим.
Метод 2. Определяется единый показатель качества без учета цены, а также показатель ценового качества. Единый показатель качества выражается так:
, (), (11)
где - весовые коэффициенты. Данный метод характерен для квалиметрии. Его недостаток в постоянстве весов. Очевидно, что для высококачественного товара цена всегда имеет большее влияние на выбор потребителя, чем качество. Для низкокачественного товара все наоборот: качество существенно важнее цены. Это означает, что веса и качеств и зависят от значений этих показателей (6).
Такое отношение к природе весов составляет главное отличие теории качеств от квалиметрии.
Рассмотрим новый подход к вычислению единого показателя потребительской привлекательности товара, связанный с использованием НС. Следует отметить, что его адекватность и полезность могут быть подтверждены или опровергнуты только в ходе специальных маркетинговых исследований.
Предположим, что потребительское качество товара выражается показателем , вычисление которого составляет отдельную, не обсуждаемую здесь задачу. Если товар является промышленным изделием, то число выражает его техническое качество и уровень привлекательности для потребителей (brand, имидж и т.п.). Показатель ценового качества выражает доступность товара для потребителя. Он может быть вычислен с помощью формулы
,
где - цена, для которой в рассматриваемой совокупности однородных товаров определяются граничные значения , . Для оптимизации соотношения цены и качества в рассматриваемой совокупности товаров следует найти товар, имеющий максимальное значение единого показателя . Будем искать функцию , как некоторую НС, являющуюся многочленом. Многочлен 1-й степени имеет вид (11) , в силу чего не представляет интереса. Многочлен 2-й степени имеет график в форме параболоида и, как будет ясно из дальнейшего, для свертывания цены и качества также не годится. Рассмотрим случай НС многочлена степени 3, описанного в примере 2 . Необходимо определить значения параметров ,,. Разумно поступить следующим образом.
Эксперту следует назначить значения двум маркам товаров, у которых показатели известны. Это нетрудно сделать, рассматривая крайности: дорогой товар высокого качества и дешевый товар низкого качества. В итоге будет получена система из двух уравнений с неизвестными , и останется неопределенным только один параметр. Рассмотрим конкретный пример на построение рейтинга телефонов марки Sony-Ericsson.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.