ЗАДАНИЕ 1. АПЕРИОДИЧЕСКОЕ ЗВЕНО САУ.
Апериодическим (инерционным) звеном называется такое звено, в котором при скачкообразном изменении входного сигнала выходной сигнал апериодически (по экспоненциальному закону) стремится к новому установившемуся значению.
Дифференциальное уравнение такого звена
где Т — постоянная времени, служащая мерой инерции переходного процесса.
Временная характеристика звена представляет собой экспоненту, уравнение которой является решением дифференциального уравнения. Передаточная функция апериодического звена определяется выражением
.
Величина К называется коэффициентом усиления или передаточным козффициентом, а величина Т — постоянной времени звена.
Выражение для амплитудно-фазовой характеристики
а- условное обозначение,
б- электрический аналог
в- временная характеристика
г- амплитудно-фазовая характеристика
Аиплитудно-фазовая характеристика представляет собой полуокружность,
расположенную в четвертом квадранте плоскости комплексных чисел. Стрелка около характеристики показывает направление перемещения конца вектора W (jw) при увеличении w. (рис 1г). Характеристика начинается из точки на оси действительных чисел (при w=0). По мере увеличения частоты модуль W(jw) уменьшается, что указывает на уменьшение амплитуды выходного сигнала. Апериодическое авено вносит отставание по фазе во всем диапазоне частот от 0 до со.
Следовательно, апериодические звено обладает свойством фильтра: хорошо пропускает сигналы малых частот и плохо — сигналы больших частот.
С ростом частоты сдвиг фазы стремится к предельному значению — --90°, следовательно, выходные колебания отстают от входных по фазе.
Примерами апериодического звена могут служить инерционные датчики (например, термопары, термисторы); электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением М и двухфазные двигатели переменного тока М в случае, когда моментом нагрузки можно пренебречь и др
Неустойчивым апериодическим звеном может быть охарактеризован обычный асинхронный двигатель при небольшой скорости вращения ротора, соответствующей участку а - б механической характеристики, показанной на рис. 2;
I —приведенный к валу двигателя момент инерции всех движущихся масс; МВР—вращающий момент; МН—момент нагрузки, приведенный к валу двигателя; Q—угловая скорость вращения ротора, получаем уравнение движения двигателя
Вращающий момент зависит от подведенного к двигателю напряжения и и угловой скорости W.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.