Камеры и источники света. Сложные способы управления светом, страница 9

' !

Рис. 5.89. Вид сцены со столом после визуализации

430 Глава 5

Упражнение 5.10. Космический ландшафт

В данном упражнении демонстрируется способ установки параметров освещения и камеры в созданной ранее сцене с космическим ландшафтом.

1. Загрузите файл SpaceSceneO2 .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.

2. В окне проекции Тор создайте нацеленную камеру. Выделите камеру и щелкните правой кнопкой мыши на заголовке окна проекции Perspective

для его активизации. Затем выберите команду основного меню Views1*

Match Camera to View (ВидыОПодогнать камеру к окну проекции).

Теперь камера и ее точка нацеливания будут ориентированы по направлениям осей окна проекции Perspective.

3. В окне проекции Perspective нажмите клавишу <С> для замены данного вида видом со стороны камеры CameraOl. После этого в заголовке окна проекции вместо надписи P e r s p e c t i v e появится надпись CameraOl.

В безвоздушном космическом пространстве свет не рассеивается, что приводит к созданию более четких теней с более резким контрастом. Этот эффект можно создать с помощью одного направленного источника света, который будет имитировать свет ближайшей звезды.

4. В окне проекции Тор создайте направленный источник света, как показано на рис. 5.90.

Рис. 5.90. Направленный источник света в сцене с

космическим ландшафтом

5. В окне проекции Front переместите источник света вверх, чтобы он освещал сцену под углом (рис. 5.91).

6. Выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры CameraOl. Обратите внимание, что в середине ландшафта получилось яркое пятно света.

7. Перейдите в окно проекции Left. Щелкните правой кнопкой мыши на заголовке окна проекции и выберите в контекстном меню команду

ViewsODirectOl

Теперь в данном окне проекции сцена будет представлена со стороны источника света DirectOl.

Камеры и источники света 431

Рис. 5.91. Освещение сцены с космическим ланд-

шафтом направленным источником света, рас-

положенным под углом

8. Увеличьте угол края пятна Falloff и яркого пятна Hotspot направленного источника света DirectOl для охвата всего ландшафта, за исключением планеты (рис. 5.92).

Рис. 5.92. Увеличение угла края пятна Falloff и яркого пятна Hotspot на-

правленного источника света DirectOl

9. Для направленного источника света DirectOl установите флажок On в разделе

Shadows разворачивающейся панели General Parameters. Ниже, в списке типов теней выберите элемент Ray Traced Shadows (Тени от трассированных лучей). Выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры CameraOl.

Обратите внимание, что планета вообще не освещена.

10. Установите флажок Overshoot в разделе Light Cone разворачивающейся панели

Directional Parameters. Снова выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры CameraOl. Теперь планета освещена.

11. Для имитации резкого освещения в открытом космосе установите значение 50 для параметра Contrast в разделе Affect Surfaces разворачивающейся панели Advanced

Effects. Обратите внимание, что края освещенной области на планете теперь стали более резкими и различимыми.

12. Поместите один всенаправленный источник света у поверхности ландшафта возле астероида. Во избежание отражения этого света от других объектов сцены нужно исключить их из списка освещаемых объектов. Щелкните на кнопке Exclude в разворачивающейся панели General Parameters вкладки Modify. На экране появится

432 Глава 5

диалоговое окно Exclude/Include. Выберите в нем переключатель Include и выделите в левой части окна только астероид. Щелкните на направленной вправо стрелке для перемещения астероида в список справа, а затем на кнопке О К для закрытия диалогового окна. В результате этих действий возникнет иллюзия освещения нижней части астероида светом, отраженным от планеты. Укажите значение 0,2 для параметра Multiplier всенаправленного источника света. Снова выполните визуализацию сцены с точки зрения камеры CameraOl.

13. Попробуйте еще поэкспериментировать с источниками света и материалами до тех пор, пока не получите желаемый результат.

14. Сохраните полученную сцену в файле SpaceSceneO3 .max в вашем каталоге

(рис. 5.93).

Рис. 5.93. Итоговый вид сцены с космическим ландшафтом__