(рис. 5.71).
416 Глава 5
Рис. 5.70. Применение прожекторного источника света SpotOl, удаленного на 3000 единиц от ки нацеливания, и карты теней с размером 4096
Для расположения цилиндра внутри края пятна щелкните на кнопке Truck
Light и переместите указатель мыши.
Рис. 5.71. Перемещение прожекторного ис-
точника света Spo tOle центр цилиндра
7. Выполните визуализацию сцены. При таком освещении очертания тени выглядят лучше всего, но вокруг нее также видно яркое пятно света, затенение цилиндра изменилось, а форма тени искажена (рис. 5.72). Это вызвано тем, что источник света располагается очень близко к цилиндру.
Спад и полное освещение
1. Переместите прожекторный источник света SpotOl назад так, чтобы он находился на одной высоте с всенаправленным источником света Omni 01.
Камеры и источники света 417
Рис. 5.72. Пример очень близкого расположения прожекторного источника света к объекту
Используйте кнопки Light Falloff и Light Hotspot для регулирования размеров яркого пятна и края пятна так, чтобы они были чуть больше цилиндра (рис. 5.73).
I- SpotlioW Parameter
plighlCGne
Г Show Cone Г Oveishoot j
otsp≪/Beam: 121.214 :J i
Fallolf/Field 123 214 t\
≪ Qcle Г Reclangle
Aspect.|7T~ j j
Advanced Elt.
Shadow P
I- Shadow Map Pa
Sample Rang≫ [T
Puc. 5.73. Применениекнопок Light Falloffu Light Hotspot длярегулированияразмеровяркого
пятна и края пятна
2. Выполните визуализацию сцены. Теперь тень имеет четкие очертания, но пятно света еще осталось (рис. 5.74).
3. Установите флажок Overshoot в разделе Light Cone разворачивающейся панели
Spotlight Parameters. Выполните визуализацию сцены. Теперь сцена освещена полностью, а тень не изменилась (рис. 5.75).
4. На краях тени можно заметить очертания небольших клеточек. Для исключения этого недостатка укажите значение 2 для параметра Bias (Смещение) в разворачивающейся панели Shadow Map Params и выполните визуализацию сцены.
5. Сохраните полученную сцену в файле ShadowMapOver shoot. max в вашем каталоге.__
Упражнение 5.7. Диапазон усреднения ;
1. Загрузите файл ShadowMapOvershoot .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.
Эта простая сцена содержит плоскость и цилиндр, которые были созданы ранее.
2. Выберите прожекторный источник света и перейдите во вкладку Modify.
В разворачивающейся панели Shadow Map Params укажите значение 512
для параметра Size. Выполните визуализацию сцены.
3. Укажите значения 1, 2, 4, 8 и 12 для параметра Sample Range, выполните визуализацию сцены после установки каждого нового параметра и понаблюдайте за полученным результатом.
Более высокие значения диапазона усреднения сглаживают очертания тени и делают их более расплывчатыми.
4. Укажите значение 1 для параметра Sample Range, значение 64 для параметра Size и снова выполните визуализацию сцены со стороны камеры.
5. При этом полученная тень будет иметь грубые очертания из клеток с резкими краями.
6. Укажите значение 2048 для параметра Size и снова выполните визуализацию сцены со стороны камеры.
7. Теперь полученная тень будет иметь сглаженные очертания.
8. Поэкспериментируйте с другими комбинациями размеров карты теней и диапазона усреднения до тех пор, пока не получите желаемый результат
(рис. 5.76).
9. Сохраните полученную сцену в файле SampleRange. max в вашем каталоге.
Упражнение 5.8. Смещение тени
В данном упражнении демонстрируется применение параметра Bias для смещения тени.
1. Загрузите файл ShadowMapOvershoot .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.
2. Выделите цилиндр и укажите значение 2 для радиуса.
3. Выделите прожекторный источник света и перейдите во вкладку Modify.
В разворачивающейся панели Shadow Map Params укажите значение 512
для параметра Size, значение 4 для параметра Sample Range и значение 1
для параметра Bias.
4. Выполните визуализацию сцены.
Теперь тень касается цилиндра, как показано на рис. 5.77.
Рис. 5.77. Тень касается цилиндра
5. Укажите значение 5 для параметра Bias и выполните визуализацию сцены.
Теперь тень не касается цилиндра и создается впечатление, что цилиндр парит над плоскостью (рис. 5.78).
Рис. 5.78. Тень не касается цилиндра
422 Глава 5
6. Укажите значение 20 для параметра Radius и выполните визуализацию сцены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.