Камеры и источники света. Сложные способы управления светом, страница 7

(рис. 5.71).

416 Глава 5

Рис. 5.70. Применение прожекторного источника света SpotOl, удаленного на 3000 единиц от ки нацеливания, и карты теней с размером 4096

Для расположения цилиндра внутри края пятна щелкните на кнопке Truck

Light и переместите указатель мыши.

Рис. 5.71. Перемещение прожекторного ис-

точника света Spo tOle центр цилиндра

7. Выполните визуализацию сцены. При таком освещении очертания тени выглядят лучше всего, но вокруг нее также видно яркое пятно света, затенение цилиндра изменилось, а форма тени искажена (рис. 5.72). Это вызвано тем, что источник света располагается очень близко к цилиндру.

Спад и полное освещение

1. Переместите прожекторный источник света SpotOl назад так, чтобы он находился на одной высоте с всенаправленным источником света Omni 01.

Камеры и источники света 417

Рис. 5.72. Пример очень близкого расположения прожекторного источника света к объекту

Используйте кнопки Light Falloff и Light Hotspot для регулирования размеров яркого пятна и края пятна так, чтобы они были чуть больше цилиндра (рис. 5.73).

I- SpotlioW Parameter

plighlCGne

Г Show Cone Г Oveishoot j

otsp≪/Beam: 121.214 :J i

Fallolf/Field 123 214 t\

≪ Qcle Г Reclangle

Aspect.|7T~ j j

Advanced Elt.

Shadow P

I- Shadow Map Pa

Sample Rang≫ [T

Puc. 5.73. Применениекнопок Light Falloffu Light Hotspot длярегулированияразмеровяркого

пятна и края пятна

2. Выполните визуализацию сцены. Теперь тень имеет четкие очертания, но пятно света еще осталось (рис. 5.74).

3. Установите флажок Overshoot в разделе Light Cone разворачивающейся панели

Spotlight Parameters. Выполните визуализацию сцены. Теперь сцена освещена полностью, а тень не изменилась (рис. 5.75).

4. На краях тени можно заметить очертания небольших клеточек. Для исключения этого недостатка укажите значение 2 для параметра Bias (Смещение) в разворачивающейся панели Shadow Map Params и выполните визуализацию сцены.

5. Сохраните полученную сцену в файле ShadowMapOver shoot. max в вашем каталоге.__

Упражнение 5.7. Диапазон усреднения ;

1. Загрузите файл ShadowMapOvershoot .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.

Эта простая сцена содержит плоскость и цилиндр, которые были созданы ранее.

2. Выберите прожекторный источник света и перейдите во вкладку Modify.

В разворачивающейся панели Shadow Map Params укажите значение 512

для параметра Size. Выполните визуализацию сцены.

3. Укажите значения 1, 2, 4, 8 и 12 для параметра Sample Range, выполните визуализацию сцены после установки каждого нового параметра и понаблюдайте за полученным результатом.

Более высокие значения диапазона усреднения сглаживают очертания тени и делают их более расплывчатыми.

4. Укажите значение 1 для параметра Sample Range, значение 64 для параметра Size и снова выполните визуализацию сцены со стороны камеры.

5. При этом полученная тень будет иметь грубые очертания из клеток с резкими краями.

6. Укажите значение 2048 для параметра Size и снова выполните визуализацию сцены со стороны камеры.

7. Теперь полученная тень будет иметь сглаженные очертания.

8. Поэкспериментируйте с другими комбинациями размеров карты теней и диапазона усреднения до тех пор, пока не получите желаемый результат

(рис. 5.76).

9. Сохраните полученную сцену в файле SampleRange. max в вашем каталоге.

Упражнение 5.8. Смещение тени

В данном упражнении демонстрируется применение параметра Bias для смещения тени.

1. Загрузите файл ShadowMapOvershoot .max из вашего каталога или с прилагаемого компакт-диска.

2. Выделите цилиндр и укажите значение 2 для радиуса.

3. Выделите прожекторный источник света и перейдите во вкладку Modify.

В разворачивающейся панели Shadow Map Params укажите значение 512

для параметра Size, значение 4 для параметра Sample Range и значение 1

для параметра Bias.

4. Выполните визуализацию сцены.

Теперь тень касается цилиндра, как показано на рис. 5.77.

Рис. 5.77. Тень касается цилиндра

5. Укажите значение 5 для параметра Bias и выполните визуализацию сцены.

Теперь тень не касается цилиндра и создается впечатление, что цилиндр парит над плоскостью (рис. 5.78).

Рис. 5.78. Тень не касается цилиндра

422 Глава 5

6. Укажите значение 20 для параметра Radius и выполните визуализацию сцены.