Экспертиза образовательных проектов, страница 7

- выявление креативных основ изменения внутреннего и внешнего миров субъектов образовательного процесса.

Было предложено предварительное определение возможной цели экспертного анализа: соотнесение педагогической реальности с выявленными ценностями субъектов образовательного процесса и заключение о возможностях реализации и последствиях данного проекта.

Экспертиза в образовании определена как процедура выработки решения независимым компетентным лицом на основе его ценностного самоопределения и согласования с ценностями и целями других субъектов экспертизы. Гуманитарная экспертиза - это определение состояния образовательной среды с точки зрения возможностей самоопределения участников образовательного процесса.

Следующая схема иллюстрирует комплекс согласования ценностей в гуманитарной экспертизе.

Таковы важные параметры экспертирования, которые должны присутствовать в деятельности эксперта.

В настоящее время немногие из заказчиков требуют обоснования экспертами того или другого заявления. Позиция эксперта-профессионала, действительно владеющего содержанием и технологией экспертизы, всегда может быть фундаментально аргументирована, но не всегда это востребовано ситуацией. Зачастую заказчик довольствовался личным мнением эксперта, неким впечатлением, но потом, когда оказывалось, что данные экспертизы не операциональны, начинал сетовать на недостаточность объяснений.

Экспертиза - это в первую очередь доказательность.

Эксперт должен обладать высоким уровнем аналитического мышления, абстрагирования. Базовой установкой должна стать позиция не инспектора-разоблачителя, но партнёра, способного помочь и раскрыть ещё неведомые резервы. Это - важное условие экспертного "вторжения" в образовательную деятельность. При этом критическое мышление убережёт от всеприятия. Эксперт - это качественно новая профессия (а не просто сфера деятельности) любого специалиста: философа, психолога, методиста, управленца и многих других. Известные эксперты сегодня - это люди, которые в течение не одного десятка лет накапливали опыт, шлифовали мастерство и тернистым путём "проб и ошибок" пришли к признанию.

Пора объединить усилия, обобщить опыт и создать культурную теорию экспертизы в образовании, в особенности если рассматривать экспертизу в качестве катализатора развития образовательной деятельности.

Системный анализ

Метод системного анализа предполагает учёт двух подходов, которые обеспечивают получение достоверной информации о состоянии объекта анализа:

1. Рассмотрение объекта как закрытой системы. Это необходимо с точки зрения её самоидентификации.

Например, создана экспериментальная учебная программа. Первое, что важно выяснить, - действительно ли в ней заложены те средства и механизмы, которые позволят достичь обозначенной цели. Если она отвечает требованиям высокого качества организованной системы, то, развиваясь во времени, останется самой собой, используя заложенные в ней средства, достигнет, даже при возможной модификации, своей цели.

2. Рассмотрение объекта как открытой системы.

Оно необходимо с точки зрения её адаптации.

В образовании часто приходилось сталкиваться с авторскими программами, которые никто, кроме автора, не мог бы реализовать (в такой ситуации влияние оказывают и особенности контингента учащихся, исполнителя-реализатора и др.). При выходе экспериментальной программы в инновационное пространство неизбежно введение разных переменных с различными характеристиками, а предусмотрение "сохранности" есть важный фактор её жизнеспособности. В данном случае анализ помогает понять: достаточно ли целостна и системна программа, чтобы быть жизнеспособной в отсутствие автора. Следующая таблица помогает понять происходящие при этом процессы.