Трагедия о Л.Выготском, принце психологии, страница 6

Психология, социология, семиотика и логика: удалось ли расчленить разные "игры"?

Если теперь с помощью введенных представлений мы вернемся к работе Л. Выготского, то можно утверждать, что перед ним стояло несколько связанных друг с другом задач:

во-первых, он вынужден был выйти из области предметных (дисциплинарных) психологических разработок и рефлексии локальных антропотехник в сферу философии и методологии; целью этой работы была прорисовка различных контуров онтологических представлений и координация понятий, замещающих недостаток онтологических схем;

во-вторых, он должен был обеспечить функциональную координацию различных эпистемологических образований, принадлежащих разным контурам онтологии, а также перефункционализацию контуров относительно антропотехнических (прежде всего в сфере педагогики нормальных и аномальных детей) и исследовательских работ;

в-третьих, он должен был обеспечить морфологическую координацию существующих и используемых представлений - как между контурами в одном типе мыследеятельности, так и между различными типами мыследеятельности;

в-четвертых, решение названных задач предполагало постоянную методологическую рефлексию и конструирование новых средств организации индивидуальной и коллективной мыслительной работы.

Конечно, создание полностью функционально и морфологически координированной системы представлений невозможно; более того, если бы такая система была создана, то развитие мысли просто прекратилось бы. Специфика интеллектуальной ситуации состоит в том, что между различными типами мыследеятельности, с одной стороны, и различными типами представлений, принадлежащими одному типу мыследеятельности, с другой стороны, всегда существует "зазор" и рассогласование. Подобные рассогласования и ошибки являются глубинным механизмом развития знания и эвристичным материалом для рефлексии.

Какова же была та система представлений, в которой двигался Л. С. Выготский?

Прежде всего подчеркнем, что в качестве объемлющей онтологии для него практически до конца (эта ситуация была несколько трансформирована в период подготовки окончательной редакции монографии "Мышление и речь" - работа, кстати, так и не была завершена в связи со смертью автора) выступала онтология "поведения". Даже в самых "культурно-исторических" работах Выготский оставался бихевиористом. В этом плане далеко не случайным является название целого цикла работ 1924-1925 годов: "О психоневрологическом методе в психологии" и "Сознание как проблема психологии поведения". Если бы в 1924 году Выготский не был ориентирован на развертывание представлений о "поведении", то вряд ли К. Н. Корнилов пригласил бы его в Москву для работы в "обновленном" институте психологии (группа учеников Г. Челпанова была изгнана из института за идеализм и философско-идеалистическую трактовку сознания). Поведение при этом во многом рассматривается как приспособление ( во всяком случае ссылки на Вагнера, фигуру для Выготского во всех смыслах небезразличную, на мой взгляд, осуществляются в этой рамке).