sb5115.doc 27 октября.
Лекция №3.
Проблематизация.
Проблематизация привнесена в игротехнику из прошлого методологии, И, по мнению некоторых игротехников, является элементом, без которого проведение ОДИ невозможно.
Понятие проблемы возникает в методологии науки. Оно связано с тем, что именно в логике, предшественнице научного рассуждения, возникла одна из первых форм проблемы - парадокс - рассуждение, когда А каким-то образом приводит к Б, и С приводит к Б, также, как А.
Как сформулировать парадокс?
А тождественно Б, а в результате этого рассуждения 1 и рассуждения 2 мы приходим к выводу, что А не есть Б. С греческих времен сохранилось довольно много подобных парадоксов. С одной стороны рассуждения строятся одним образом, с другой стороны - другим. Получаются противоречия. За этим стоит проблема средств и методов: одним способом получается один результат, другим - другой. И они несовместимы. Со временем в науке это выросло в более сложную конструкцию. Смысл проблемы всегда состоял в том, что в некотором поле научного рассуждения фиксируется либо противоречие, либо нечто неизвестное. Неизвестное, относительно которого нельзя сделать правдоподобного или истинного суждения.
Проблема всегда возникает не на пустом месте, а в определенном “поле”. Одну из форм проблематизации дал Николай Кузанский. В работе “Знание об ученом незнании” он обсуждал следующее: у нас есть знания о чем-то и есть граница - треугольники и т.д., сложные рассуждения. Есть граница, за которой находится незнание - то, чего мы не знаем. Вопрос заключается в том, возможно ли знание о том, чего мы не знаем.
Именно знание о том, что мы чего-то не знаем, оформляет специальную конструкцию как проблему. Она способна существовать в науке как самостоятельная единица, определенный набор нерешенных задач. В математике она достигла четкой формы в виде теоремы Ферма или задач Гильберта - проблем, которые данная наука не решает.
Понятие проблемы включает в себя несколько составляющих:
- противоречие средств и методов работы;
- определенную теоретическую или предметную область, в которой противоречие зафиксировано;
- определенную форму организации этого незнания.
Данная форма может транслироваться через значительные временные интервалы, иногда не изменяя при этом своего первоначального вида.
Известна притча про Черепаху и Ахиллеса. Ахиллес следует за черепахой, но хоть и движется быстрее, никогда ее не догонит: пока он пробежит половину пути, черепаха проползет дальше, преодолеет половину следующего отрезка, черепаха проползет еще и так далее.
Проблема хорошо отрефлексирована и зафиксирована в науке. Когда методология вышла за границу методологии науки, начали изучать и строить теорию мышления, проблема перенеслась туда. До того как проблема попала в игротехнику возникла ее новая трактовка: так определяли всякое образование мышления, обладающее противоречивостью, отсутствием знаний и фиксацией отсутствия знания.
*Такая вот конструкция, я ее нарисую: проблема всегда рефлексивная вещь. Без указания на то, что это проблема, она не существует. Философы используют слово проблема как проходящее, у них все - проблема. Дверь открыта - и то проблема. Над чем надо подумать, что непонятно как сделать.
Подобный подход стал широко использоваться в методологии. В диссертации Зиновьева “Метод восхождения от абстрактного к конкретному на материале Маркса” была представлена следующая схема. Есть некий объект, при применении к нему каких-то средств, выясняется, что возникает разрыв. Для того, чтобы ликвидировать разрыв в знаниях, необходимо применение третьего средства. Но при применения средства три, возникает следующий разрыв, который также нужно ликвидировать. Таким образом, развитие происходит через последовательную фиксацию некоторого разрыва в знаниях. Но поворот происходит не в знаниях, а в деятельности.
Конец кассеты 3
В деятельности ученого возникает некоторый разрыв, который ликвидируется за счет применения нового средства и образуется новая конструкция.
В обсуждении это соединилось с проблемой и проблематизацией. Возникло новое слово - проблематизация, которое означало поиск разрыва и его фиксацию. В работах того времени обсуждался пример, когда у Галилея возникал целый ряд парадоксов при изучении падения и качания тел, пока он не ввел понятия ускорение и равноускоренного движения. Понятие скорости, применявшееся в то время, заставляло измерять каждое изменение скорости. С введением понятия ”ускорение”, появилась новая конструкция, появились законы падения тел, движения и т.д.
С попаданием проблемы в структуру обсуждения(?) и деятельности, понятие “проблема” обрело немного иное понимание. Осуществляется некоторая деятельность. В деятельности возникает разрыв, т.е. она больше не может осуществляться, тогда вводится новое средство, позволяющее продолжить эту деятельность, но уже иным способом. Сам разрыв назвали проблемой, а операцию по его выявлению и введению нового средства -проблематизацией.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.