Проблематизация. Проблема - рефлексивная вещь

Страницы работы

Содержание работы

sb5115.doc 27 октября.

Лекция №3.

Проблематизация.

Проблематизация привнесена в игротехнику из прошлого методологии, И, по мнению некоторых игротехников, является элементом, без которого проведение ОДИ невозможно.

Понятие проблемы возникает в методологии науки. Оно связано с тем, что  именно в логике, предшественнице научного рассуждения, возникла одна из первых форм проблемы - парадокс - рассуждение, когда А каким-то образом приводит к Б, и С приводит к Б, также, как А. 

Как сформулировать парадокс?

А тождественно Б, а в результате этого рассуждения 1 и рассуждения 2 мы приходим к выводу, что А не есть Б. С греческих времен сохранилось довольно много подобных парадоксов. С одной стороны рассуждения строятся одним образом, с другой стороны - другим. Получаются противоречия. За этим стоит проблема средств и методов: одним способом получается один результат, другим - другой. И они несовместимы. Со временем в науке это выросло в более сложную конструкцию. Смысл проблемы всегда состоял в том, что в некотором поле научного рассуждения фиксируется либо противоречие, либо нечто неизвестное. Неизвестное, относительно которого нельзя сделать правдоподобного или  истинного суждения.

Проблема всегда возникает не на пустом месте, а в определенном “поле”. Одну из форм проблематизации дал Николай Кузанский.  В работе “Знание об ученом незнании” он обсуждал следующее:  у нас есть знания о чем-то и есть граница - треугольники и т.д., сложные рассуждения. Есть граница, за которой находится незнание - то, чего мы не знаем. Вопрос заключается в том, возможно  ли знание о том, чего мы не знаем.

Именно знание о том, что мы чего-то не знаем, оформляет специальную конструкцию как проблему. Она способна существовать в науке как самостоятельная единица, определенный набор нерешенных задач. В математике она достигла четкой формы в виде теоремы Ферма или задач Гильберта  - проблем, которые данная наука не решает.

Понятие проблемы включает в себя несколько составляющих:

- противоречие средств и методов работы;

- определенную теоретическую или предметную область, в которой противоречие зафиксировано;

- определенную форму организации этого незнания.

Данная форма может транслироваться через значительные временные интервалы, иногда не изменяя при этом своего первоначального вида.

Известна притча про Черепаху и Ахиллеса. Ахиллес следует за черепахой, но хоть и движется быстрее, никогда ее не догонит: пока он пробежит половину пути, черепаха проползет дальше, преодолеет половину следующего отрезка, черепаха проползет еще и так далее. 

Проблема хорошо отрефлексирована и зафиксирована в науке. Когда методология вышла за границу методологии науки, начали изучать и строить теорию мышления, проблема перенеслась туда. До того как проблема попала в игротехнику возникла ее новая трактовка: так определяли всякое образование мышления, обладающее противоречивостью, отсутствием знаний и фиксацией отсутствия знания.

Рисунок

*Такая вот конструкция, я ее нарисую: проблема всегда рефлексивная вещь. Без указания на то, что это проблема, она не существует. Философы используют слово проблема как проходящее, у них все - проблема. Дверь открыта - и то проблема. Над чем надо подумать, что непонятно как сделать.

Подобный подход стал широко использоваться в методологии. В диссертации Зиновьева “Метод восхождения от абстрактного к конкретному на материале Маркса” была представлена следующая схема.  Есть некий объект, при применении к нему каких-то средств, выясняется, что возникает разрыв. Для  того, чтобы ликвидировать разрыв в знаниях, необходимо применение третьего средства. Но при применения средства три, возникает следующий разрыв, который также нужно ликвидировать. Таким образом, развитие происходит через последовательную фиксацию некоторого разрыва в знаниях. Но поворот происходит не в знаниях, а в деятельности.

Конец кассеты 3

В деятельности ученого возникает некоторый разрыв, который ликвидируется за счет применения нового средства и образуется новая конструкция.

В обсуждении это соединилось с проблемой и проблематизацией.  Возникло новое слово - проблематизация, которое означало поиск разрыва и его фиксацию. В работах того времени обсуждался пример, когда у Галилея возникал целый ряд парадоксов при изучении падения и качания тел, пока он не ввел понятия ускорение и равноускоренного движения. Понятие скорости, применявшееся в  то время, заставляло измерять каждое изменение скорости. С введением понятия ”ускорение”, появилась новая конструкция, появились законы падения тел, движения и т.д.

С попаданием проблемы в структуру обсуждения(?) и деятельности, понятие “проблема” обрело немного иное понимание. Осуществляется некоторая деятельность. В деятельности возникает разрыв, т.е. она больше не может осуществляться, тогда вводится новое средство, позволяющее продолжить эту деятельность, но уже иным способом. Сам разрыв назвали  проблемой, а операцию по его выявлению и введению нового средства  -проблематизацией.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Методология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
153 Kb
Скачали:
0