Если не найдено новое средство, разрыв, проблему практически невозможно зафиксировать. Есть затруднение, но что явилось его причиной определить нельзя, конструкция остается прежней.
В деятельности есть схема и над ней рефлексивная фиксация: это - есть проблема, которая разрешается при введении и использовании другого метода и нового средства.
Тип средства может быть обозначен как пустое место, но обозначить его необходимо.
Представьте, что вы споткнулись и упали, но что произошло? Вы набили себе шишку. Но если вы скажете, что споткнулись и упали, потому что у вас, не было костыля, тем самым вы его конструируете. У вас появляется проблема - достать костыль и приспособить его для безупадочного хождения.
К моменту начала игр, понятие проблемы уже обсуждалось на примере школьных задач.
В игре основной процесс состоит в том, чтобы выделить средства и методы, способы деятельности людей на доску, зафиксировать их и по отношению к ним строить конструкторскую работу.
Фактически, слово проблематизация стало довольно расхожим благодаря игротехнике. Например, основная операция, при которой человек попадал в ситуацию, когда невозможно использовать старые средства, стала называться проблематизацией. Остановка, выход в рефлексию - ее фиксация. Процедура обсуждения, выявление недостатков в существующих способах работы, также стала называться проблематизацией. Каждый шаг, каждое движение, встречающее препятствия стали трактоваться как проблематизация. С одной стороны, это довольно продуктивная процедура, поскольку заставляет задумываться и сформировать подобную конструкцию, а с другой стороны, понятие проблематизации стало раскрываться.
Тогда же был введен целый ряд новых понятий, которые должны были зафиксировать расширяющиеся понятия именно для игротехники. (?)
Эта конструкция - некоторая деятельность, препятствия, поиск нового средства и осмысление этого как специфического самостоятельного образования. Проблема является не организационной, а мыслительной конструкция. Она появляется тогда, когда в мышлении присутствуют как минимум два разных способа деятельности: тот, который осуществлялся, и тот, который проектируется.
В игротехнике это немного изменилось и приобрело следующее звучание. С применением данного слова, встал вопрос о конструировании таких образований как проблема. Конструирование позволило его “вытаскивать” и обсуждать. Возникла следующая конструкция: первичная ситуация парадокса была перенесена обратно в игротехнику.
Итак, есть человек, обладающий одной мыслительной способностью, способом деятельности, собственным мнением. В то же время есть человек с другим способом деятельности и другим мнением. Сталкиваясь на некотором поле они создают конфликтную ситуацию. Она возникает потому, что обсуждая одно и то же, они применяют различные подходы и способы действий.
Теперь это стало называться конфликтом, это - проблемой ситуации (?). Конструкция следующего уровня, в котором сталкиваются два несовместимых способа, должна быть зафиксирована и на ее основе построена новая конструкция - проблема. Подобный способ связан с тем, что встроить впрямую такую конструкцию в структуру деятельности оказалось невозможно.
В науке рефлексивная конструкция создается после того как выстроен весь предмет, в нашем случае необходимо фиксировать проблему непосредственно в игре.
И она обратно возвратилась в своем понятии к таким диалектическим временам античности, что существуют две точки зрения, главное, что они должны быть... не мнение, а фундирование (?)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.