Понятие «Образовательная система» - идеализированный объект акмеологической теории профессионализма и продуктивности созидательной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

1.4. Понятие «Образовательная система» -

идеализированный объект акмеологической теории

профессионализма и продуктивности

созидательной деятельности

Итак, мы сформулировали единый критерий оценки для всех образовательных маршрутов (ОМ), задающих требования конкретным ОО, в них входящим: развитие творческой готовности выпускников к предстоящей деятельности.

Образовательные маршруты и ОО можно рассматривать в статике и динамике как функционирующие образовательные системы (ОС), устремленные на достижение общих конечных искомых результатов. Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина системообразующим фактором в них и является искомый конечный результат. Признаком его качества является вхождение «продукта» в новую среду и успешное в ней функционирование. Мы уже выяснили, что «продуктом» любой ОО, являются новообразования в мышлении личности, деятельности, индивидуальности выпускников, обеспечивающие им успешное вхождение в новую среду (образовательную или профессиональную) и продуктивное саморазвитие в ней.

Мы специально не используем, понятие «адаптация» (приспособление). Поскольку человек - существо биологическое, постольку адаптация произойдет более или менее быстрая, в зависимости от типа нервной системы и темперамента.

Однако, образовательные организации - социальные системы, рассчитанные на определенные циклы функционирования, с искомыми результатами в выпускниках. Следовательно, результаты могут быть высокими, если к ним устремлены не только все элементы системы, в которую попали учащиеся, но и сами учащиеся. Но, какие элементы и какие взаимосвязи в системе обеспечивают продуктивное ее функционирование на момент мониторинга? Что и как анализировать, чтобы тем самым стимулировать на достижение более высоких конечных результатов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к понятию «образовательная система» в целях применения его к рассмотрению университета, в поисках способов его саморазвития, в направлении повышения качества его конечных результатов - уровня готовности выпускников к самостоятельной работе в школе.

Образовательную систему (ОС) мы определяем как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных достижению общего искомого образовательного результата. Он состоит в том, чтобы за время пребывания учащихся (студентов) в ОС развить у всех или подавляющего большинства, творческую готовность к продолжению образования и самообразованию в новой образовательной или профессиональной среде. В таком случае, структурные и функциональные элементы ОС и должны входить в комплекс главных факторов развития творческой готовности и главных критериев оценки качества образовательных систем в статике и динамике и качества подготовки его выпускников.

Взаимосвязь структурных элементов, необходимых и достаточных, характеризует наличие системы. В их состав входят следующие структурные элементы:

¨  образовательные цели (Ц): развитие у всех или подавляющего большинства учащихся за время пребывания в данной ОС творческой готовности к предстоящей деятельности;

¨  научная и учебная информация (НИ) (общекультурная, специальная, профессиональная): программы, учебники, монографии, авторские курсы преподавателей, средствами которых осуществляется развитие творческой готовности учащихся к продолжению образования и самообразованию;

¨  средства образовательной коммуникации (СрК): виды деятельности развивающейся личности, формы, методы, технологии, стимулы, игры, тренинга, задания - задачи;

¨  состав преподавателей (П): возраст, стаж работы, образование, самообразование, сочетание научно-исследовательской и собственно образовательной деятельности. Они - носители традиций, целей, учебной информации, средств образовательной коммуникации, а также знания психологии учащихся, владеющие профессиональными умениями развивать творческую готовность учащихся к предстоящей деятельности средствами своей учебной дисциплины;

¨  состав учащихся (У): возраст, образование, уровень учебной успеваемости, состояние здоровья, мотивация, направленность, доминирующие интересы и склонности, устремленность на получение образования.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
40 Kb
Скачали:
0