Нарушение речи и звукопроизношения у детей (Афазия)

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Содержание.

1.  Характеристика нарушений при поражениях разных отделов головного мозга.

1.1  поражения теменно-затылочных отделов мозга;

1.2  поражения лобных отделов мозга;

1.3  поражения средней височной извилины левого полушария.

2.  Классификация афазий:

           2.1 эфферентная моторно-кинетическая афазия;

           2.2 динамическая афазия;

           2.3 афферентная моторная афазия;

           2.4 сенсорная афазия;

           2.5 акустико-мнестическая афазия;

           2.6 семантическая афазия;

           2.7 амнестическая афазия;

3.  Изменения личности при афазии.

4.  Методы коррекции (восстановление речи)

4.1 семантическая афазия;

4.2 динамическая афазия;

           4.3 поражения средней височной извилины левого полушария;

           4.4 моторная афазия;

           4.5 сенсорная афазия;

           4.6 амнестическая афазия;

           4.7 медиабазальный лобный синдром (программа работы с текстом);

           4.8 комплекс упражнений по профилактике расстройств голоса Чарели.

5. Методы преодоления нарушений личности при афазии.

6. Список литературы.

  Афазия- это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

1. Характеристика нарушений при поражениях разных отделов головного мозга.

1.1 Поражения теменно-затылочных отделов мозга.

     Поражения теменно-затылочных систем мозга нередко приводят к нарушениям понимания сложных форм речевой структуры - семантическая афазия. Для нее характерна сохранность понимания отдельных слов, отдельных фраз простой конструкции; трудности понимания значений сложных логико-грамматических конструкций, а иногда и полная невозможность

    При пересказе и составлении плана текста у этих больных будут наблюдаться трудности в тех формах интеллектуальной деятельности, которые требуют сохранности понимания значения фраз со сложной конструкцией и выражения содержания текста в устной речи. Всё это протекает на фоне устойчивости внимания и цели, сохранности активной деятельности по анализу материала и сохранности контроля за своими действиями, вся деятельность высокомотивирована. Человек хорошо понимает и усваивает содержание текста, но передать его в развёрнутой устной речевой форме он не может, при этом он хорошо осознаёт свои дефекты, правильно их оценивает и пытается исправить ошибки. Сохранны процессы общей предварительной ориентировки в тексте и способность к конкретному анализу его содержания,  сохранны исследовательские действия: процессы отвлечения от несущественных при данной задаче элементов текста и выделения основных, главных его смысловых компонентов. Всё это протекает на фоне грубого нарушения понимания и воспроизведения, сложных логико-грамматических конструкций.

1.2. Поражение лобных отделов мозга.

         Эта область коры головного мозга осуществляет программирование, регуляцию и контроль деятельности человека.

Ø Нарушение чтения как деятельности, несмотря на сохранность аналитико-синтетических операций чтения.

Ø Нарушается уровень понимания в звене смысловых догадок и контроля, так как нарушены высшие формы поведения.

Ø Продуктивная экспрессивная устная речь замещается непродуктивной.

       Поражение третичных зон и префронтальных отделов ведёт к нарушению той части речи, которая реализует сами функции речи. Поражение заднелобных отделов приводит к замещению продуктивной произвольной речи на персеверации- на непроизвольный уровень. При нарушении базально-лобных систем речь многословна, обнаруживается избыточность и словаря и предложений, много стереотипных фраз, т.е. в речи передаётся лишь фактическое содержание, но не мысль, не переживание.

1.3 Поражение средней височной извилины левого полушария.

      Вид сенсорной афазии - акустико-мнестическая.

Ø Нарушение понимания и называния предметных слов.

Ø Отчуждение смысла слов при правильном их повторении.

Ø Относительно сохранно чтение и письмо.

Ø Дефекты выделения существенных признаков одного предмета.

Ø Тенденция к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группы предметов

2. Классификация афазий. (рис.1)

I.  В основе этой группы афазий - нарушение реализации моторной программы; нарушение устной разговорной речи; нарушение понимания речи - вторично.

2.1 Эфферентная моторно-кинетическая афазия.

     Главный симптом- больной не может говорить из-за дефекта плавного переключения с одной артикуляции на другую. Также присутствуют следующие симптомы:

v Выпадение кинетической программы речи:

·  Цепь артикуляционных движений представляет собой постоянное торможение предыдущих и переключение на последующие артикуляционные движения;

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
9 Mb
Скачали:
0