Содержание.
1. Характеристика нарушений при поражениях разных отделов головного мозга.
1.1 поражения теменно-затылочных отделов мозга;
1.2 поражения лобных отделов мозга;
1.3 поражения средней височной извилины левого полушария.
2. Классификация афазий:
2.1 эфферентная моторно-кинетическая афазия;
2.2 динамическая афазия;
2.3 афферентная моторная афазия;
2.4 сенсорная афазия;
2.5 акустико-мнестическая афазия;
2.6 семантическая афазия;
2.7 амнестическая афазия;
3. Изменения личности при афазии.
4. Методы коррекции (восстановление речи)
4.1 семантическая афазия;
4.2 динамическая афазия;
4.3 поражения средней височной извилины левого полушария;
4.4 моторная афазия;
4.5 сенсорная афазия;
4.6 амнестическая афазия;
4.7 медиабазальный лобный синдром (программа работы с текстом);
4.8 комплекс упражнений по профилактике расстройств голоса Чарели.
5. Методы преодоления нарушений личности при афазии.
6. Список литературы.
Афазия- это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.
1. Характеристика нарушений при поражениях разных отделов головного мозга.
1.1 Поражения теменно-затылочных отделов мозга.
Поражения теменно-затылочных систем мозга нередко приводят к нарушениям понимания сложных форм речевой структуры - семантическая афазия. Для нее характерна сохранность понимания отдельных слов, отдельных фраз простой конструкции; трудности понимания значений сложных логико-грамматических конструкций, а иногда и полная невозможность
При пересказе и составлении плана текста у этих больных будут наблюдаться трудности в тех формах интеллектуальной деятельности, которые требуют сохранности понимания значения фраз со сложной конструкцией и выражения содержания текста в устной речи. Всё это протекает на фоне устойчивости внимания и цели, сохранности активной деятельности по анализу материала и сохранности контроля за своими действиями, вся деятельность высокомотивирована. Человек хорошо понимает и усваивает содержание текста, но передать его в развёрнутой устной речевой форме он не может, при этом он хорошо осознаёт свои дефекты, правильно их оценивает и пытается исправить ошибки. Сохранны процессы общей предварительной ориентировки в тексте и способность к конкретному анализу его содержания, сохранны исследовательские действия: процессы отвлечения от несущественных при данной задаче элементов текста и выделения основных, главных его смысловых компонентов. Всё это протекает на фоне грубого нарушения понимания и воспроизведения, сложных логико-грамматических конструкций.
1.2. Поражение лобных отделов мозга.
Эта область коры головного мозга осуществляет программирование, регуляцию и контроль деятельности человека.
Ø Нарушение чтения как деятельности, несмотря на сохранность аналитико-синтетических операций чтения.
Ø Нарушается уровень понимания в звене смысловых догадок и контроля, так как нарушены высшие формы поведения.
Ø Продуктивная экспрессивная устная речь замещается непродуктивной.
Поражение третичных зон и префронтальных отделов ведёт к нарушению той части речи, которая реализует сами функции речи. Поражение заднелобных отделов приводит к замещению продуктивной произвольной речи на персеверации- на непроизвольный уровень. При нарушении базально-лобных систем речь многословна, обнаруживается избыточность и словаря и предложений, много стереотипных фраз, т.е. в речи передаётся лишь фактическое содержание, но не мысль, не переживание.
1.3 Поражение средней височной извилины левого полушария.
Вид сенсорной афазии - акустико-мнестическая.
Ø Нарушение понимания и называния предметных слов.
Ø Отчуждение смысла слов при правильном их повторении.
Ø Относительно сохранно чтение и письмо.
Ø Дефекты выделения существенных признаков одного предмета.
Ø Тенденция к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группы предметов
2. Классификация афазий. (рис.1)
I. В основе этой группы афазий - нарушение реализации моторной программы; нарушение устной разговорной речи; нарушение понимания речи - вторично.
2.1 Эфферентная моторно-кинетическая афазия.
Главный симптом- больной не может говорить из-за дефекта плавного переключения с одной артикуляции на другую. Также присутствуют следующие симптомы:
v Выпадение кинетической программы речи:
· Цепь артикуляционных движений представляет собой постоянное торможение предыдущих и переключение на последующие артикуляционные движения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.