В настоящее время все более популярными становятся интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического здоровья и психического благополучия человека.
Одним из таких методов является музыкальная терапия.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, а также в образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Музыкальная терапия нашла широкое применение во многих странах мира для лечения и профилактики различного вида нарушений, в том числе отклонения в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, физических нарушений, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии, аутизма.
Ввиду того, что музыкотерапия - это интегративный метод, она
включает и использует медицинские, педагогические и
психотерапевтические методы.
Большое значение имеет использование гармонизирующей силы музыки в психотерапевтической работе с детьми дошкольного возраста.
А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит положительное воздействие.
Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние.
Воздействие музыкальных образов делает игру ярче и занимательнее, помогает проявиться детской индивидуализации.
Музыкотерапия, или в более узком смысле, МУЗЫКaJIьная психотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Петруши н В.И. определяет задачу музыкального психотерапевта в помощи пациенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы - правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей.
Д:rя занятий выбираются те инструменты, которые, являясь выразительными, не требуют специальной подготовки для игры на них.
Как правило, используется барабан, цимбалы, литавры. В процессе терапии сочиняются инструментальные пьесы и песни, используются игры и дра..Vlaтические импровизации.
В рамках музыкальной терапии игровой психотерапии, а на занятиях по игровой терапии - огромные возможности музыки и музыкального самовыражения.
На сеансах терапии широко применяются те приемы и методы, которые принадлежат различным психотерапевтическим подходам - элементы психоанализа, гештальттерапии, группы встреч, биоэнергетики и танцевальной терапии.
Рассматривая механизмы воздействия музыки на человека, следует отметить, что основа музыки - звук. Звук - это акустический сигнал, имеющий волновую структуру и воздействующий на клетки живого организма, тем самым изменяющий их активность.
Иначе говоря, звук оказывает влияние на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.
Описанное влияние называется неспецифическим
биорезонансным эффектом, представляющим собой одну из организма на человека на музыкальное, звуковое воздействие.
Также важными реакциями на звук являются слуховая и вибротактильная рецепция или восприятие.
Слуховое, вибротактильное восприятие и биорезонансный эффект сопровождаются в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне.
При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Одна из причин такого воздействия музыки на
человека это то. что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Человек воспринимает большой диапазон частот колебательных движений - от гамма-лучей до годичного цикла. Но наиболее ясно человек ощущает периодичность частот, соответствующих боиритмам его организма (бега, пульса, ходьбы). Именно таким частотам соответствует музыкальная метроритмика и именно они наиболее подвержены перестройке. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Отсюда - множество вегетативных реакций организма на музыку.
Не синхронизируя свое поведение с музыкой, при ее прослушивании, музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм человеческого мышления и поведения.
Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным. Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной интермодальной ассициацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Это единство есть не что иное, как образ движения. Из этого следует, что образ музыки в сознании воспринимающего представляет собой образ движения, созданный следующими компонентами: эмоциональнокоммуникативной направленностью интонации, ее моторно-двигательным эквивалентом и связанными с ним пространственными представлениями.
С моторно-двигательной реакцией на музыку связано и оживление в памяти прошлого опыта.
В результате восприятия музыки, происходят изменения на телесном уровне (образуется нейродинамическая связь в тканях мозга), которые вызывают соответствующую реакцию у человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого. В процессе восприятия музыки актуализируются образы пережитых ранее психологических ситуаций. Таким образом, музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти.
Существует тесная связь музыки и речи, так как они обращены к одному и тому же органу чувств - слуху, у них общие зоны в мозге. Поэтому музыка и речь - это взаимно влияющие друг на друга субстан:пи:и. И механизмы их взаимодействия можно использовать в психотерапевтической работе с детьми.
В музыке заложены широкие возможности общения.
в процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это позволяет получить достойные примеры для подражания, так как дети активно идентифицируют себя с окружением
Любое действие человека связано с эмоцией, а каждая эмоция и переживание становятся уделом музыки и неизбежно входят в его орбиту, так как музыкальная интонация обладает большой силой воздействия. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач. В практической работе широко используются психотерапевтами приемы музыкальной терапии. Эти приемы органично сочетаются с различными методиками и методами: игровыми, психоаналитическими, внушением и др.
Комплекс применяемых психотерапевтом методов позволяет ему воздействовать ему воздействовать на все струны и физической жизни пациентов.
Преследуя различные цели и задачи, музыка используется дл:
Релаксации; Медитации;
Адаптации к психотерапии; Формирования образа «Я»; Снятия агрессии;
Саморегуляции и нормализации неадекватного поведения;
Работы с гиперактивностью;
В художественной экспрессии; В психоанализе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.