Музыкальная арттерапия для детей

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

В настоящее время все более популярными становятся интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического здоровья и психического благополучия человека.

Одним из таких методов является музыкальная терапия.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, а также в образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыкальная терапия нашла широкое применение во многих странах мира для лечения и профилактики различного вида нарушений, в том числе отклонения в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, физических нарушений, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии, аутизма.

Ввиду того, что музыкотерапия - это интегративный метод, она

                         включает                       и                          использует                    медицинские,                          педагогические             и

психотерапевтические методы.

Большое значение имеет использование гармонизирующей силы музыки в психотерапевтической работе с детьми дошкольного возраста.

А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми и психотерапевтическими техниками усилит положительное воздействие.

Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние.

Воздействие музыкальных образов делает игру ярче и занимательнее, помогает проявиться детской индивидуализации.

Музыкотерапия, или в более узком смысле, МУЗЫКaJIьная психотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Петруши н В.И. определяет задачу музыкального психотерапевта в помощи пациенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы - правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей.

Д:rя занятий выбираются те инструменты, которые, являясь выразительными, не требуют специальной подготовки для игры на них.

Как правило, используется барабан, цимбалы, литавры. В процессе терапии сочиняются инструментальные пьесы и песни, используются игры и дра..Vlaтические импровизации.

В рамках музыкальной терапии игровой психотерапии, а на занятиях по игровой терапии - огромные возможности музыки и музыкального самовыражения.

На сеансах терапии широко применяются те приемы и методы, которые принадлежат различным психотерапевтическим подходам - элементы психоанализа, гештальттерапии, группы встреч, биоэнергетики и танцевальной терапии.

Рассматривая механизмы воздействия музыки на человека, следует отметить, что основа музыки - звук. Звук - это акустический сигнал, имеющий волновую структуру и воздействующий на клетки живого организма, тем самым изменяющий их активность.

Иначе говоря, звук оказывает влияние на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.

        Описанное       влияние       называется         неспецифическим

биорезонансным эффектом, представляющим собой одну из организма на человека на музыкальное, звуковое воздействие.

Также важными реакциями на звук являются слуховая и вибротактильная рецепция или восприятие.

Слуховое, вибротактильное восприятие и биорезонансный эффект сопровождаются в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Одна из причин такого воздействия музыки на

человека это то. что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Человек воспринимает большой диапазон частот колебательных движений - от гамма-лучей до годичного цикла. Но наиболее ясно человек ощущает периодичность частот, соответствующих боиритмам его организма (бега, пульса, ходьбы). Именно таким частотам соответствует музыкальная метроритмика и именно они наиболее подвержены перестройке. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Отсюда - множество вегетативных реакций организма на музыку.

Не синхронизируя свое поведение с музыкой, при ее прослушивании, музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм человеческого мышления и поведения.

Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным. Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной интермодальной ассициацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Это единство есть не что иное, как образ движения. Из этого следует, что образ музыки в сознании воспринимающего представляет собой образ движения, созданный следующими компонентами: эмоционально­коммуникативной направленностью интонации, ее моторно-двигательным эквивалентом и связанными с ним пространственными представлениями.

С моторно-двигательной реакцией на музыку связано и оживление в памяти прошлого опыта.

В результате восприятия музыки, происходят изменения на телесном уровне (образуется нейродинамическая связь в тканях мозга), которые вызывают соответствующую реакцию у человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого. В процессе восприятия музыки актуализируются образы пережитых ранее психологических ситуаций. Таким образом, музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти.

Существует тесная связь музыки и речи, так как они обращены к одному и тому же органу чувств - слуху, у них общие зоны в мозге. Поэтому музыка и речь - это взаимно влияющие друг на друга субстан:пи:и. И механизмы их взаимодействия можно использовать в психотерапевтической работе с детьми.

В музыке заложены широкие возможности общения.

в процессе восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это позволяет получить достойные примеры для подражания, так как дети активно идентифицируют себя с окружением

Любое действие человека связано с эмоцией, а каждая эмоция и переживание становятся уделом музыки и неизбежно входят в его орбиту, так как музыкальная интонация обладает большой силой воздействия. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач. В практической работе широко используются психотерапевтами приемы музыкальной терапии. Эти приемы органично сочетаются с различными методиками и методами: игровыми, психоаналитическими, внушением и др.

Комплекс применяемых психотерапевтом методов позволяет ему воздействовать ему воздействовать на все струны и физической жизни пациентов.

Преследуя различные цели и задачи, музыка используется дл:

Релаксации; Медитации;

Адаптации к психотерапии; Формирования образа «Я»; Снятия агрессии;

Саморегуляции и нормализации неадекватного поведения;

Работы с гиперактивностью;

В художественной экспрессии; В психоанализе.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Рефераты
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0