Применима ли эта схема к России? На наш взгляд, вполне, как еще одна интерпретация в других терминах и понятиях социальной структуры общества по схеме культурно-символической стратификационной системы (Радаев, Шкаратян, 1996: 54). Какова роль Интернета в этой схеме? Участвует ли он в присоединении пользователей к элитам, или менее влиятельным группам? По нашему мнению, его роль двояка. Через коммуникативный процесс, не признающий власти, доминирования и неравного доступа к дискурсам (как мы помним, каждый может производить свой публичный дискурс при минимуме вложений – каждый сам себе СМИ), Интернет элиминирует неравенство, сводя элиту и обычных людей к равенству во взаимной коммуникации. В то же время, взятый абстрактно, как предмет не всем доступного дефицита в российском обществе, он создает из этой приведенной к равенству группы разновидность новой элиты, получающей возможность создания публичного дискурса, недоступную индивидам, не входящим в Интернетовское сообщество. В то же время элитарность этой группы условна – и это, в свою очередь связано с недоступностью создаваемых в виртуальном мире дискурсов не-членам сообщества. Таким образом, эта условная элита владеет возможностью производства публичных дискурсов, чем не располагают не-члены сообщества, но этот дискурс для российского общества сводится на нет отсутствием у условной элиты власти репродуцировать и отсутствием реального доминирования через закрытый для других доступ к особому виду дискурса. Воздействие Интернета, в этом случае, никак не влияет на социальную стратификацию российского общества.
Интернет продуцирует культурно-нормативную систему в двух потоках. В первом общество через имплантированные структуры производит свои нормативные ориентиры, воспроизводя свою существующую культурно-нормативную систему стратификации. Как мы отметили выше, весь эффект этого воздействия ложится только на членов виртуального сообщества. Также важна и степень этого эффекта – пользователь русского Интернета, как правило, владеет и другими языками, что приводит к столкновению нормативных ориентиров разных цивилизаций при его работе в Интернете. К чему приводит это столкновение? Представляется, что к выявлению фоновых практик (Garfinkel, 1984: 173-174), их проблематизации и отработке, итогом чего должна стать большая демократичность и предрасположенность к равенству (или, по меньшей мере, независимость от общества в определении своих нормативных ориентиров). Сразу отметим, что в Интернете сталкиваются не только нормативные ориентиры, но и в целом механизмы воспроизводства социального неравенства разных цивилизаций, что приводит к схожим последствиям). Во втором потоке, пользователи Интернетом, находясь в интеракции, постоянно производят свои нормативные ориентиры, создающие со временем из них группу, располагающую своим образом жизни и нормами поведения. Как уже отмечалось выше, им свойственно чувство коллективной идентичности, заключающемся в использовании особого жаргона и коммуникативных норм, разделение общих ценностей и идеалов. Все это ложится в основу отделения их от остальных членов общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.