Как наиболее адекватно можно представить себе итоги применения такого нового коммуникационного средства, как Интернет, для самих пользователей? В какой форме могут быть восприняты результаты? Можно ли представить себе возникшее сообщество как организацию? На наш взгляд, это вполне допустимо. Так, Мейо и Ротлисбергер предложили описание организации как частного случая человеческой общности, особой социальности. Ключевыми являются отношения “человек-человек”, “человек-группа”. Главным регулятором являются принятые в группе нормы поведения. Структура строится на основе первичных отношений между индивидами, складывающихся стихийно на основе взаимных привязанностей, общих интересов и т.д. Существенную роль в интеракциях играют шкала престижа и лидерство. Эта среда создана для образования неформальных, частных организаций, удовлетворяющих социальные потребности индивида, и позволяет регулировать его поведение через общественное мнение. Традиционные методы управления тут мало эффективны. Единственный метод воздействия – через включение в ее систему, воздействие на мотивы, установки (Пригожин, 1995: 30).
На наш взгляд, такой подход, при уточнении некоторых деталей, дает нам достаточно полное описание социальности возникшего в Интернете сообщества. Так, неприемлемо рассматривать возможность воздействия на индивида через общественное мнение как устойчивое правило – это отклонение связано с широкими возможностями анонимности и перемены всех основных данных о себе, что в случае давления общественного мнения позволяет легко уйти, избегая его, и реинтегрироваться в коллектив под новой маской. Также ограничено действие шкал престижа и лидерства – в связи с отсутствием в интеракциях физического тела и ограниченной роли денег.
Интернет, как организационное сообщество в целом не стоит воспринимать как зеркало (пусть и не точное) современного российского общества (Пригожин, 1995: 23). Принятие в качестве исходной модели Интернета как “организации-общины” позволяет нам на общетеоретическом уровне выделить следующие уровни Интернета: 1) структуры “имплантированные”, отражающие реальное взаимодействие между полами в современном обществе, со всеми присущими этому процессу дифференциациями и идеалами (на системном уровне их можно воспринимать как эффект “вклинивания” социальных систем различного порядка между отдельными действиями агентов в процессе их совместного действия (Рикер, 1995: 44)) 2) структуры, отвечающие специфике анонимного виртуального общения, обеспечивающие свободную коммуникацию. Последние можно подразделить на а) структуры, способствующие деловому обмену информацией и общению между индивидами, и на б) структуры, обеспечивающие игровую коммуникацию между виртуальными персонажами.
Таким образом, мы создали условную модель сообщества в Интернете, что позволяет нам перейти к выяснению роли и влияния Интернета на социальную стратификацию современного российского общества.
В общем виде можно говорить о четырех условных каналах влияния Интернета на общество. Во первых Интернет возможно рассматривать, как средство массовой информации. Во вторых, речь может идти об Интернете, как о сосредоточении информации и технологий, поднимая вопрос, как идет распоряжение ими. В третьих, можно вести речь об Интернете, рассматривая его как часть информационного потока. В четвертых, о воздействии Интернета как источника нормативных ориентиров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.