- составлять тексты с использованием изобразительно-выразительных средств,
- пользоваться лингвистическими словарями.
Тема 3.1. Лексика: употребление лексических изобразительно – выразительных средств в речи, лексические нормы
Содержание учебного материала
Лексикология как раздел языкознания, изучающий лексику.
Понятие лексики. Слово (или лексема) как единица лексики. Номинативная функция слова. Лексическое значение слова.
Особенности употребления лексических средств в речи. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы. Лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русская лексика и заимствованная. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари.
Лексические нормы.
Практическое занятие № 1
Тема “Лексические нормы”
Выполнение упражнений и тестов по нахождению и исправлению лексических ошибок, по закреплению лексических норм в речи.
Тема 3. 2. Фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи
Содержание учебного материала
Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизм как единица фразеологии.
Понятие фразеологизма. Признаки фразеологизма. Типы фразеологических единиц. Клише и этикетные слова в речи. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари.
Самостоятельная работа студентов № 2
Тема “Фразеологизмы”
Выполнение заданий на закрепление навыков использования устойчивых идиоматических словосочетаний в речи.
Тема 3.3. Лексикография: основные типы словарей
Содержание учебного материала
Лексикография как раздел языкознания, изучающий правила составления словарей.
Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей.
Самостоятельная работа студентов № 3
Тема “Лингвистические словари”
Выполнение заданий, способствующих совершенствованию навыка работы с лингвистическими словарями.
Раздел 4. Фонетика и орфоэпия
Студент должен
знать:
- основные понятия раздела,
- признаки основных фонетических единиц,
- нормы ударения и произношения,
- фонетические средства языковой выразительности.
уметь:
- выполнять фонетический разбор слова,
- находить и исправлять ошибки, нарушающие нормы ударения и произношения,
- анализировать тексты с точки зрения использования в них фонетических средств языковой выразительности,
- пользоваться лингвистическими словарями.
Тема 4.1. Фонетика: основные фонетические единицы, фонетические средства языковой выразительности
Содержание учебного материала
Фонетика как раздел языкознания, изучающий звуки речи. Фонема как единица фонетики.
Звуки речи: гласные и согласные. Функция звуков речи.
Основные фонетические единицы: сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук), суперсегментные (слог, ударение, интонация). Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация и ассонанс.
Тема 4.2. Орфоэпия: понятие фонемы, орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий употребление норм литературного произношения.
Орфоэпические нормы: произношения безударных гласных, согласных, особенности произношения иностранных имен и отчеств. Стили произношения.
Особенности русского ударения.
Орфоэпические словари современного русского литературного языка. Словари ударений.
Самостоятельная работа студентов № 4
Тема “Орфоэпические нормы”
Выполнение упражнений на закрепление навыков постановки литературного ударения и произношения, совершенствование навыков работы со словарями ударений, орфоэпическими словарями.
Раздел 5. Графика и орфография
Студент должен
знать:
- основные понятия раздела;
- принципы русской графики и орфографии;
- орфограммы современного русского языка.
уметь:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.