Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи", страница 6

-  составлять тексты с использованием изобразительно-выразительных средств,

-  пользоваться лингвистическими словарями.

Тема 3.1. Лексика: употребление лексических изобразительно – выразительных средств в речи, лексические нормы

Содержание учебного материала

Лексикология как раздел языкознания, изучающий лексику.

Понятие лексики. Слово (или лексема) как единица лексики. Номинативная функция слова. Лексическое значение слова.

Особенности употребления лексических средств в речи. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы. Лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русская лексика и заимствованная. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари.

Лексические нормы. 

Практическое занятие № 1

Тема “Лексические нормы”

Выполнение упражнений и тестов по нахождению и исправлению лексических ошибок, по закреплению лексических норм в речи.

Тема 3. 2. Фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи

Содержание учебного материала

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизм как единица фразеологии.

Понятие фразеологизма. Признаки фразеологизма. Типы фразеологических единиц.  Клише и этикетные слова в речи. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари.

Самостоятельная работа студентов № 2

Тема “Фразеологизмы”

Выполнение заданий на закрепление навыков использования устойчивых идиоматических словосочетаний в речи.

Тема 3.3. Лексикография: основные типы словарей

Содержание учебного материала

Лексикография как раздел языкознания, изучающий правила составления словарей.

Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей.   

Самостоятельная работа студентов № 3

Тема “Лингвистические словари”

Выполнение заданий, способствующих совершенствованию навыка работы с лингвистическими словарями.

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия

Студент должен

знать:

-  основные понятия раздела,

-  признаки основных фонетических единиц,

-  нормы ударения и произношения,

-  фонетические средства языковой выразительности.

 уметь:

-  выполнять фонетический разбор слова,

-  находить и исправлять ошибки, нарушающие нормы ударения и произношения,

-  анализировать тексты с точки зрения использования в них фонетических средств языковой выразительности,

-  пользоваться лингвистическими словарями. 

Тема 4.1. Фонетика: основные фонетические единицы, фонетические средства языковой выразительности

Содержание учебного материала

Фонетика как раздел языкознания, изучающий звуки речи. Фонема как единица фонетики.

Звуки речи: гласные и согласные.  Функция звуков речи. 

Основные фонетические единицы: сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук), суперсегментные (слог, ударение, интонация). Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация и ассонанс.

Тема 4.2. Орфоэпия: понятие фонемы, орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий употребление норм литературного произношения.

Орфоэпические нормы: произношения безударных гласных, согласных, особенности произношения иностранных имен и отчеств. Стили произношения.

Особенности русского ударения.

Орфоэпические словари современного русского литературного языка. Словари ударений.

Самостоятельная работа студентов № 4

Тема “Орфоэпические нормы”

Выполнение упражнений на закрепление навыков постановки литературного ударения и произношения, совершенствование навыков работы со словарями ударений, орфоэпическими словарями.

Раздел 5. Графика и орфография

Студент должен

знать:

-  основные понятия раздела;

-  принципы русской графики и орфографии;

-  орфограммы современного русского языка.

уметь: