Введение
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные составляющие русского языка. Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи. Языкознание – наука о языке. Структура языкознания.
Студент должен
знать:
- основные понятия раздела,
- определение языка и его основные функции,
- основные единицы языка и их особенности,
- определение речи, ее виды и их основные признаки,
- общие и различительные признаки языка и речи,
- формы существования национального русского языка,
- признаки и сферы функционирования литературного языка как основы культуры речи,
- специфику устной и письменной речи,
- признаки литературно-языковой нормы и ее виды.
уметь:
- разграничивать явления литературного языка и других разновидностей национального русского языка,
- определять виды речи и виды литературно-языковых норм.
Содержание учебного материала
Язык как знаковая система. Знаки языка: фонема, морфема, слово (лексема), предложение. Языковые уровни. Функции языка.
Русский язык – национальный язык русского народа. Формы существования национального языка: территориальные диалекты, городское просторечие, социальные и профессиональные жаргоны, литературный язык.
Литературный язык – основа культуры речи. Признаки литературного языка. Формы литературного языка: устная и письменная.
Тема 1.2. Речь, функции речи
Содержание учебного материала
Понятие речи. Речь как двусторонний процесс. Адресат и адресант (коммуникатор и перципиент) речи. Виды речи: внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая, книжная и разговорная. Функции речи. Противопоставление языка и речи Язык и речь – единый феномен языка.
Тема 1.3. Нормы русского литературного языка
Содержание учебного материала
Понятие литературной нормы. Литературная норма как категория историческая. Роль литературной нормы в становлении и функционировании литературного языка. Кодификация нормы.
Нормы русского литературного языка: лексические, орфоэпические, орфографические, словообразовательные и грамматические.
Раздел 2. Лингвистика текста. Функциональные стили речи
Студент знать:
- основные понятия раздела,
- признаки текста и средства связи между предложениями текста,
- особенности функционально-смысловых типов речи,
- классификацию функциональных стилей,
- стилевые и языковые признаки функциональных стилей, их жанры.
уметь:
- составлять тексты разных функционально-смысловых типов и функциональных стилей,
- определять стилистическую принадлежность текстов и трансформировать их.
Тема 2.1. Лингвистика текста
Содержание учебного материала
Понятие о тексте. Структурно–смысловые признаки текста. Виды текстов. Структурная организация текста.
Функционально-смысловые типы речи: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.
Тема 2.2. Функциональные стили речи: специфика и жанры
Содержание учебного материала
Понятие функционального стиля. Стилистическая окраска слов. Функциональные и экспрессивные стили речи.
Классификация функциональных стилей: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы. Специфика и жанры каждого стиля.
Самостоятельная работа студентов № 1
Тема “Функциональные стили речи”
Закрепление и совершенствование навыков использования языковых особенностей разных функциональных стилей.
Раздел 3. Лексика и фразеология
Студент должен
знать:
- основные понятия раздела,
- изобразительно-выразительные средства лексики,
- лексические нормы,
- типы фразеологических единиц, правила их использования в речи,
- основные типы лингвистических словарей.
уметь:
- находить и исправлять ошибки, нарушающие лексические нормы и правила употребления фразеологизмов,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.