Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи", страница 5


Содержание дисциплины

Введение

Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Основные составляющие русского языка.  Понятие культуры речи. Коммуникативные качества речи. Языкознание – наука о языке. Структура языкознания.

Раздел 1. Язык и речь

Студент должен

знать:

-  основные понятия раздела,

-  определение языка и его основные функции,

-  основные единицы языка и их особенности,

-  определение речи, ее виды и их основные признаки,

-  общие и различительные признаки языка и речи,

-  формы существования национального русского языка,

-  признаки и сферы функционирования литературного языка как основы культуры речи,

-  специфику устной и письменной речи,

-  признаки литературно-языковой нормы и ее виды.

 уметь:

-  разграничивать явления литературного языка и других разновидностей национального русского языка,

-  определять виды речи и виды литературно-языковых норм.

Тема 1.1. Язык как знаковая система

Содержание учебного материала

Язык как знаковая система. Знаки языка: фонема, морфема, слово (лексема), предложение. Языковые уровни. Функции языка.

Русский язык – национальный язык русского народа. Формы существования национального языка: территориальные диалекты, городское просторечие, социальные и профессиональные жаргоны, литературный язык.

Литературный язык – основа культуры речи. Признаки литературного языка. Формы литературного языка: устная и письменная.

Тема 1.2. Речь, функции речи

Содержание учебного материала

Понятие речи. Речь как двусторонний процесс. Адресат и адресант (коммуникатор и перципиент) речи. Виды речи: внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая, книжная и разговорная. Функции речи. Противопоставление языка и речи Язык и речь – единый феномен языка.   

Тема 1.3. Нормы русского литературного языка

Содержание учебного материала

Понятие литературной нормы. Литературная норма как категория историческая. Роль литературной нормы в становлении и функционировании литературного языка. Кодификация нормы.

Нормы русского литературного языка: лексические, орфоэпические, орфографические, словообразовательные и грамматические.  

Раздел 2. Лингвистика текста. Функциональные стили речи

Студент знать:

-  основные понятия раздела,

-  признаки текста и средства связи между предложениями текста,

-  особенности функционально-смысловых типов речи,

-  классификацию функциональных стилей,

-  стилевые и языковые признаки функциональных стилей, их жанры.

 уметь:

-  составлять тексты разных функционально-смысловых типов и функциональных стилей,

-  определять стилистическую принадлежность текстов и трансформировать их.

Тема 2.1. Лингвистика текста

Содержание учебного материала

Понятие о  тексте. Структурно–смысловые признаки текста. Виды текстов. Структурная организация текста.

Функционально-смысловые типы речи: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

Тема 2.2. Функциональные стили речи: специфика и жанры

Содержание учебного материала

Понятие функционального стиля. Стилистическая окраска слов. Функциональные и экспрессивные стили речи.

Классификация функциональных стилей: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы. Специфика и жанры каждого стиля.

Самостоятельная работа студентов № 1

Тема “Функциональные стили речи”

Закрепление и совершенствование навыков использования языковых особенностей разных функциональных стилей.

Раздел 3. Лексика и фразеология

Студент должен

знать:

-  основные понятия раздела,

-  изобразительно-выразительные средства лексики,

-  лексические нормы,

-  типы фразеологических единиц, правила их использования в речи,

-  основные типы лингвистических словарей.

уметь:

-  находить и исправлять ошибки, нарушающие лексические нормы и правила употребления фразеологизмов,