- устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
Структура дисциплины определяется последовательностью изучения тех составляющих культуры речи, владение которыми является показателем подлинной речевой культуры специалиста и строится на единицах образовательного стандарта.
В разделе «Язык и речь» рассматриваются вопросы о сущности языка и речи и их соотношении, роли речи в развитии языка, видах речи, функциях языка и их реализации в речи, характеризуются основные составляющие национального русского языка, понятие «литературный язык» как высшая форма национального русского языка и основа культуры речи, устанавливаются различия между устной и письменной формами литературного языка, характеризуются нормы литературного языка.
В разделе «Лингвистика текста. Функциональные стили речи» характеризуются признаки текста, функционально-смысловые типы текстов, стилистическая система современного русского литературного языка, стилевые, языковые жанровые особенности функциональных стилей.
В разделе «Лексика и фразеология» рассматриваются лексические средства выразительности речи, особенности употребления в речи фразеологизмов и их выразительные возможности, анализируются типичные ошибки, нарушающие лексические нормы, речевые ошибки при употреблении тропов и фразеологизмов, характеризуются основные виды лингвистических словарей.
В разделе «Фонетика и орфоэпия» излагаются сведения об основных единицах фонетики, фонетических средствах речевой выразительности, характеризуются нормы русского ударения и произношения.
В разделе «Графика и орфография» рассматриваются принципы, положенные в основу русской графики и орфографии, анализируются наиболее сложные случаи русского правописания.
В разделе «Морфемика и словообразование» основное внимание уделяется словообразовательным нормам, стилистической оценке русского словообразования и его выразительным возможностям.
В разделе «Морфология» характеризуются грамматические категории и способы их выражения в русском языке, а также нормы употребления форм слов различных частей речи.
В разделе «Синтаксис и пунктуация» излагается материал о характерных признаках основных синтаксических единиц, нормах употребления этих единиц в речи, рассматриваются принципы русской пунктуации и правила употребления знаков препинания в разных синтаксических конструкциях.
Формами организации учебного процесса по дисциплинеявляются:
- лекции, которые на начальном этапе изучении дисциплины предполагают проблемное изложение основных понятий курса, в последствии приобретают частично-поисковый характер, что способствует формированию у студентов осознанных знаний.
- практические занятия, на которых закрепляются теоретические вопросы дисциплины, выполняются комментированные, вариативные упражнения и проводятся тесты, формирующие необходимые умения и навыки, и которые в зависимости от тематики и преследуемых целей выступают в дифференцированно-групповой или индивидуальной форме.
- самостоятельная работа студентов, которая решает в зависимости от тематики поисковые или исследовательские задачи, предусматривает вариативность форм ее выполнения и носит индивидуальный, творческий характер.
В программу дисциплины включены вопросы промежуточной аттестации студентов, соответствующие содержанию и рабочему плану дисциплины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.