Ознакомление с содержанием раздела "Механические колебания и волны" в основной и старшей школе. Выполнение демонстрационных опытов "Свободные колебания на нити и груза на пружине", "Запись колебательного движения"

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАБАРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Составители  Н.П. Петровых, Л.В. Фирстов

Лабораторная работа  № 8

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Хабаровск – 2001

СОДЕРЖАНИЕ.

1.  Схема отчёта по лабораторной  работе………………………………………………..2

2.  Цели лабораторной  работы…………………………………………………………….3

3.  Задания…………………………………………………………………………………...3

4.  Основная литература……………………………………………………………………3

5.  Дополнительная литература……………………………………………………………4

6.  Описание демонстрационных опытов…………………………………………………5

7.  Дополнительные опыты……………………………………………………………….14

Схема отчёта по лабораторной работе

-  название темы, краткое  её содержание в базовой и профильной школе;

-  описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;

-  анализ одного-двух демонстрационных опытов;

-  список основной  и дополнительной  литературы;

-  краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.

Цели лабораторной  работы№ 8

Познакомиться с содержанием раздела «Механические колебания и волны», с требованиями различных программ базовой школы; с различными учебниками, с основной  и дополнительной методической литературой.

Отработать умения проводить демонстрационные опыты по разделу и анализировать их с учётом основных методических требований.

Задания

1.  Познакомьтесь с содержанием раздела «Механические колебания и волны» в основной и старшей школе по программам [1, 2] и учебникам [3, 4, 5, 6, 7]. Особое внимание обратите на содержание понятий: колебательное движение, свободные и вынужденные колебания, резонанс, механические волны. Законы математического маятника. Звуковые волны, их свойства. Величины, характеризующие колебания и волны. Кратко запишите.

2. Выполните опыты, используя их описание в литературе [8, 9], или в данном пособии. Опишите их, сделайте рисунки, оформите результаты опытов.

3. Проведите анализ одного-двух опытов. Для этого:

-  укажите материал учебника, при изучении которого может быть использован данный демонстрационный опыт;

-  определите его роль (источник знаний, средство физического доказательства, метод- путём обучения, средство наглядности, способ создания проблемной ситуации и др.);

-  выделите этапы опыта, цель каждого из них;

-  укажите варианты опытов (из основной и дополнительной литературы);

-  определите возможности опытов для формирования научного мировоззрения, физического мышления, политехнических знаний, развития интереса к физике;

-  укажите технические трудности опытов, способы их преодоления. Запишите.

4.  Познакомьтесь с дополнительной литературой. Сделайте для себя выписки.

Примечание:

Все задания, кроме второго выполняются самостоятельно до занятия.

На занятии проведите опыты и отчитайтесь за лабораторную работу.

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М., «Просвещение», 1998, с. 20, 36, 41, 50, 53, 67, 68.

2.  Программно – методические материалы. Физика 7 – 11 классы. М., «Дрофа», 1999, с. 28, 68.

3.  А.В. Перышкин, Е.А. Гутник. Физиква 9 класс. Ученик для общеобразовательных учебных заведений. М., «Дрофа», 1999, гл. II, § 24 – 42

4.  С.В. Громов, Н.А. Родина. Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 1999, гл. 3, § 17 – 27

5.  Физика и астрономия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 1999, гл. 1, 2, § 1.1 – 2.9

6.  Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 1Х класса средней школы. - М.:     Просвещение, 1990, гл. 8-9, § 53 – 62.

7.  Н.М. Шахмаев и др. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. М., «Просвещение», 1992, гл. 11 – 12, § 54 – 64.

8.  Демонстрационный эксперимент по физике в сташих классах средней школы.Том I, М.: Просвещение, 1971, гл. II, § 1, опыты № 54, 55, 56 (2,3), 57 (1, 2, 3), 60, 63 (1,2), 64 (1,2,3); § 2, опыт № 68; § 3, опыты №76, 80, 84; § 4, опыты № 92, 94.

9.  Анциферов Л.И. , Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение, 1984, работа №22, 24, 25.

10. Марголис А.А.  и др.  Практикум по школьному физическому эксперименту. - М.: Просвещение, 1977, работа № 25, 28.

11. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы., Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. - М.: Просвещение, 1987, с.104-120, гл. 10.

12. Эвенчик Э.Е. и др. Методика преподавания физики в средней школе. Механика. М., 1986, гл.12.

Похожие материалы

Информация о работе