Самостоятельно разработайте методику и технику проведения данного опыта с использованием металлической линейки, закрепленной в тисках. Кратко опишите, сделайте рисунок.
АКУСТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС
Вариант А
Приборы и материалы : камертон на резонаторном ящике («ля» – 440 Гц), резиновый молоточек, стеклянный цилиндр вместимостью 1000 мл.
Приведите в колебание камертон, снятый с резонаторного ящика, ударом резинового молоточка. Учащиеся (за исключением близко сидящих от демонстрационного стола) вряд ли услышат звучание камертона.
Повторите опыт и установите камертон на резонаторном ящике. Звучание камертона слышно громче, чем в первом случае. Для объяснения этого опыта повторите опыт со стеклянным цилиндром (мензуркой). При поднесении камертона к мензурке звучания не слышно. Постепенно наливайте мензурку водой (см. рис.15). Через некоторое время звук должен появиться. Возбудите снова камертон и продолжайте заполнять цилиндр водой. Достаточно громкий звук, слышимый вначале, слабеет по мере наполнения камертона водой до полного исчезновения. Отлейте из мензурки воды и повторите опыт. Вновь должен быть слышен звук.
Для успеха опыта надо до урока тщательно определить объем воды, необходимый для наступление резонанса.
Вариант Б.
Приборы и материалы: два камертона «ля» – 440 Гц, резиновый молоточек.
Расположите камертоны на расстоянии 20-30 см так, чтобы отверстия ящиков были обращены друг к другу. Ударом резинового молоточка возбудите один из камертонов и через 3-5 секунд рукой погасите колебания. При этом второй камертон, возбудившись вследствие резонанса, издает звук.
Примечание: при ударе молоточком камертон необходимо слегка приподнимать над столом, удерживая его за втулку во избежании порчи резонаторного ящика и выпадения из него втулки.
Задание :
Что будет наблюдаться на опыте, если один из камертонов расстроить, надев на его ножку резиновое колечко? Убедитесь в своем предположении.
ОПЫТ № 10
УЛЬТРАЗВУК.
Дополнительные опыты:
С помощью звукового генератора возбуждаем громкоговоритель на частоте около 630 гц и подносим близко к диффузору громкоговорителя внутренний стакан калориметра. При этом наблюдается значительное усиление звука.
Не меняя частоту генерации, подносим к диффузору наружный стакан калориметра. Усиления звука при этом не наблюдается, напротив, звук становится значительно слабее. Плавно уменьшаем частоту генерации, и при частоте около 600 гц столб воздуха, заключенный в стакане калориметра, начинает резонировать.
Наружный стакан калориметра заменяем отливным стаканом (h = 20 см.). Звук становится совсем слабым, Уменьшаем частоту генерации. При частоте примерно 360 Гц наблюдается значительное усиление звука. Дальнейшее уменьшение частоты приводит к ослаблению звука.
Полезно поставить фронтальный опыт. Учащиеся получают различные сосуды: стаканы калориметров, отливные стаканы и т. д. Можно использовать также короткие и широкие трубки, например цилиндрический стеклянный сосуд из прибора «Гидростатический парадокс» (h =20 см).
Для демонстрации графической записи колебательного движения предлагается использовать жидкостный маятник. Констpукция этого прибора проста.
На трубку-бюретку на расстоянии одной трети от ее верхнего конца наматывается сначала кусочек изоляционной ленты, а поверх нее—несколько витков медной проволоки, делается два «ушка», за которые бюретка с помощью нитки подвешивается в штативе с кольцевым держателем (см. рис.1). Под бюреткой помещается бумажная лента (удобно пользоваться лентой, склеенной из промокательной бумаги). Трубка заполняется подкрашенной жидкостью и приводится в колебательное движение. Если при этом равномерно протягивать бумажную ленту, капли выписывают довольно правильную, отлично видимую синусоиду.
Снабдив маятник какой-либо системой торможения (например, заставив его при колебаниях скользить по натянутой нити), можно продемонстрировать затухающие колебания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.