Устройство простейшего вертикального маятника приведено на рисунке. В опыте обычно используют пружины от ведерка Архимеда. В качестве груза берут массивное тело, например гирю 0,5 – 1,0 кг.
Вопросы:
1. Разграничивают ли в школьном курсе физики понятия свободных и собственных колебаний? Почему?
2. В чем отличия горизонтального пружинного от вертикального пружинного маятника?
3. Запишите ряд свойств, присущих всем колебательным системам.
Приборы и оборудование: центробежная машина, металлический шарик на стержне, дисковая сирена, вертикальный пружинный маятник, штатив универсальный, осветитель для теневого проецирования, экран.
На центробежной машине закрепите дисковую сирену, а на краю диска в одном из отверстий – металлический шарик на стержне. Ось вращения диска расположите горизонтально.
Рядом с шариком на демонстрационном столе установите вертикальный пружинный маятник, описанный в предыдущем опыте. Верхний конец маятника закрепите на такой высоте, чтобы груз, подвешенный к нижнему крючку пружины, в свободном состоянии находился на одном уровне с осью вращения шарика.
На расстоянии 1-1,5 м от машины поставьте осветитель для теневого проецирования, а за машиной – белый экран (см. рис.4).
Задание:
Используя материал учебника § 55 школьного учебника для 9 класса разработайте методику проведения данного опыта.
ОПЫТ № 3
ЗАПИСЬ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Приборы и материалы: держатель со спиральной пружиной, гиря массой 1 кг с крючком, лист фанеры размером 300х500 мм, бумага белая, кнопки канцелярские, штатив универсальный, кисточка с чернилами или толстый фетровый карандаш (фломастер).
Соберите вертикальный пружинный маятник (см. опыт 1). К гире прикрепите горизонтально небольшую кисточку так, чтобы металлический наконечник кисточки слегка прижался к вертикальной стойке штатива (см. рис.5).
К кисточке прижимают лист фанеры с приколотым к нему листом белой бумаги. В начале, при неподвижном маятнике, прочертите на листе бумаги горизонтальную линию (перемещением бумаги). Затем фанеру возвратите в первоначальное положение, а маятник приведите в колебание. Таким образом, на неподвижной бумаге появится вертикальная линия. Длина этой вертикальной линии равна двум первоначальным амплитудам.
После этого снова приведите маятник в колебание, а фанеру по возможности равномерно перемещайте по горизонтальному направлению. На бумаге получается волнистая линия.
Вопросы:
1. Как показать зависимость вида графика от скорости движения фанеры?
2. Как показать зависимость вида графика от величины амплитуды и частоты колебаний маятника?
ОПЫТ № 4
ЗАКОНЫ КОЛЕБАНИЙ НИТЯНОГО (МАТЕМАТИЧЕСКОГО) И ПРУЖИННОГО МАЯТНИКОВ.
Оборудование: 1) стержень с тремя маятниками, и) секундомер демонстрационный, 3) весы настольные, 4) метр демонстрационный, 5) штатив универсальный, 6) катушка на 220 в от универсального трансформатора с железным сердечником, 7) батарея аккумуляторов, 8) выключатель, 9) провода соединительные — 3 шт.
При изучении законов колебания нитяного маятника следует показать, что: 1) период колебания не зависит от массы и амплитуды; 2) период прямо пропорционален квадратному корню из длины маятника и 3) период уменьшается при увеличении ускорения силы тяжести.
Для демонстрации этих опытов удобно воспользоваться простым приспособлением—металлическим стержнем с тремя коническими отверстиями, через которые продеты нити с шариками одинакового размера (железным, алюминиевым и свинцовым). Нити зажимаются в отверстиях деревянными колками (рис. 6).
Стержень с маятниками укрепляют в муфте штатива у верхнего конца и, спустив все три шарика до уровня стола, вначале показывают различие в их массе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.