Ознакомление с содержанием раздела "Молекулярная физика" в базовой и профильной школе. Выполнение демонстрационных опытов "Механическая модель броуновского (хаотического, теплового) движения молекул", "Диффузия газов и жидкостей"

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ХАБАРОВСКИЙ
                        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                            УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей физики

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Составители Н.П. Петровых, Л.В. Фирстов

Лабораторная работа  № 9

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Хабаровск – 2001

СОДЕРЖАНИЕ.

1.  Схема отчёта по лабораторной  работе………………………………………………..2

2.  Цели лабораторной  работы……………………………………………………………3

3.  Задания…………………………………………………………………………………..3

4.  Основная литература……………………………………………………………………3

5.  Дополнительная литература……………………………………………………………5

6.  Описание демонстрационных опытов…………………………………………………6

7.  Дополнительные опыты………………………………………………………………14

Схема отчёта по лабораторной работе

-  название темы, краткое  её содержание в базовой и профильной школе;

-  описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;

-  анализ одного-двух демонстрационных опытов;

-  список основной  и дополнительной  литературы;

-  краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.

Цели лабораторной  работы№ 9

Познакомиться с содержанием раздела «Молекулярная физика», с требованиями различных программ для базовой (основной и старшей) и профильной школы, с различными учебниками, с основной  и дополнительной методической литературой.

Отработать умения проводить демонстрационные опыты по разделу и анализировать их с учётом основных методических требований.

Задания

1.  Познакомьтесь с содержанием раздела «Молекулярная физика» в базовой и профильной школе по программам [1, 2, 3] и учебникам [4, 6, 7, 8, 9]. Особое внимание обратите на содержание основных положений молекулярно-кинетической теории; понятий: количества теплоты, внутренняя энергия, температура; фазовые превращения, изопроцессы и величины, их характеризующие; газовые законы, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Кратко запишите.

2.  Выполните опыты, описанные в данном пособии или в литературе [10, 11,12, 13, 14]. Опишите их, сделайте рисунки, оформите результаты опытов.

3.  Проведите анализ одного-двух демонстрационных опытов. Для этого:

-  укажите материал учебника, при изучении которого может быть использован данный демонстрационный опыт;

-  определите его роль (источник знаний, средство физического доказательства, метод - путём обучения, средство наглядности, способ создания проблемной ситуации и др.);

-  выделите этапы опыта, цель каждого из них;

-  укажите варианты опытов (из основной и дополнительной литературы);

-  определите возможности опытов для формирования научного мировоззрения, физического мышления, политехнических знаний, развития интереса к физике;

-  укажите технические трудности опытов, способы их преодоления. Запишите.

4.  Познакомьтесь с дополнительной литературой. Сделайте для себя выписки.

Примечание:

Все задания, кроме второго выполняются самостоятельно до занятия.

На занятии проведите опыты и отчитайтесь за лабораторную работу.

Основная литература:

1.  Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / М., «Просвещение», 1998 , с. 10

  1.1 Программа средней образовательной школы. С 10, 13, 22-23

  1.2 Программа интегрированного курса общеобразовательной школы. Физика и астрономия. С. 35

  1.3 Программа по физике для 9-летней (основной) общеобразовательной школы. С. 39, 41-42

  1.4 Программа углубленного изучения курса физики для 10-11 классов. с. 91-92

2.  Программно-методические материалы. Физика 7-11 классы. / М., «Дрофа», 1999, с. 26-27, 43-45, 60-61, 71-73.

3.  Программа по физике для старшей школы. X –XI классы. Физика в школе./ 2000, № 7, с.32.

4.  А.В. Пёрышкин. Физика. 8 класс. Учебник  для общеобразовательных учебных заведений. / М., «Дрофа» 2000,гл. I, II.

5.  Физика и астрономия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / М., «Просвещение», 1999, гл. II, III, IV, V

6.  С.В. Громов, Н.А. Родина. Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 1999, гл. 4, 5

7.  Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика. Учебник для 10 класса средней школы. / М., «Просвещение», 1990, гл. I-VI

8.  А.К. Кикоин и др. Физика - 10. Учебник для 10 класса школ (классов) с углубленным изучением физики. / М., «Просвещение», 1992, гл. I-VI

9.  Физика.Учебное пособие для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики. Под ред. А.А. Пинского. /М., «Просвещение», 1995, гл.2-3.

10. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Под ред. А.А. Покровского. /М., «Просвещение», 1970, гл. IV, § 1, 2, 3

Похожие материалы

Информация о работе