Математика: Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов, обучающихся по специальностях "Дошкольное образование" и "Специальное дошкольное образование", страница 6

1.  В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для студентов вузов, гл. 15 § 1-3, 6-8,  гл.16 § 1-4, 8-10,13: – М.: Высшая школа, 2001

2.  Конспект лекций по дисциплине.

3.  Сборник задач и упражнений для выполнения заданий на практических занятиях. – Составитель Т.Т.Секурцева

4.  В.Е. Гмурман. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

5.  В.Н. Калинина, В.Ф. Панкина. Математическая статистика: Учеб. для студентов средних специальных учебных заведений/ 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2002.

Тема 3.3.Выборочные числовые характеристики 

Практическое занятие 8

Вычисление среднего арифметического, медианы, моды, размаха, выборочной дисперсии, выборочного среднеквадратического отклонения при проведении контроля сформированных умений у  обучающихся

Количество часов – 4 часа

Цель практической работы:  закрепить теоретический материал по теме в ходе решения практических задач.

Задачи практической работы:

1.  Овладеть умениями вычислять выборочные оценки числовых характеристик случайной величины.

2.  Сформировать умения интерпретировать полученную количественную информацию.

Обеспечивающие средства:

- демонстрационные стенды «Статистические вариационные ряды», «Точечные оценки параметров распределения случайной величины»

- материалы теоретических занятий

Задание для практической работы

1.  Для случайной величины построить статистический вариационный ряд частот, относительных частот.

2.  Найти выборочные оценки числовых характеристик случайной величины.

3.  Дать качественную оценку полученным числовым результатам.

4.  Оформить решение задач в тетради для самостоятельных и практических работ.

Порядок выполнения практической работы

1.  При подготовке к практической работе студенту необходимо разобрать  содержание лекции по данной теме [2] или соответствующий параграф учебного пособия [1,5].

2.  Фронтально дать определение базовым понятиям:

- статистический  вариационный ряд частот

- статистический вариационный ряд относительных частот

- выборочная средняя, медиана, мода, размах,  выборочной дисперсии, выборочное среднеквадратическое отклонение, «исправленная» дисперсия.

3.  Вспомнить формулы, позволяющие вычислять числовые характеристики. [1,2].

4.  Первичная статистическая информация (вариант 1) о случайной величине предоставляется преподавателем. Необходимо определить

- статистический  вариационный ряд частот

- статистический вариационный ряд относительных частот

- полигон частот, полигон относительных частот

- статистический интервальный ряд частот, гистограмма

- выборочную среднюю, медиану, моду,  размах,  выборочную дисперсию, выборочное среднеквадратическое отклонение, «исправленную» дисперсию.

5.  В конце решения задачи необходимо проинтерпретировать полученные числовые результаты.

6.  При возникновении  затруднений выполнения  упражнений студенту необходимо обратиться к конспекту лекции по теме  или  к учебнику.  Обратить  внимание на определение базовых понятий, а также на выполнение упражнений, приведенных в качестве примеров во время изложения теоретического материала на лекции.

Требования к содержанию отчета – при выполнении упражнений студенту желательно привести обоснование своим действиям (указать правила, формулы, применяемые при решении).

Контрольные вопросы

1.  Статистический  вариационный ряд частот

2.  Выборочная средняя,  медиана, мода, размах,  выборочной дисперсии, выборочное среднеквадратическое отклонение, «исправленная» дисперсия.

Рекомендуемая литература

1.  В.Е. Гмурман. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для студентов вузов, гл. 15 § 1-3, 6-8,  гл.16 § 1-4, 8-10,13: – М.: Высшая школа, 2001

2.  Конспект лекций по дисциплине.

3.  Сборник задач и упражнений для выполнения заданий на практических занятиях. – Составитель Т.Т.Секурцева

4.  В.Е. Гмурман. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

5.  В.Н. Калинина, В.Ф. Панкина. Математическая статистика: Учеб. для студентов средних специальных учебных заведений/ 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2002.