Занятия по формированию грамматического строя речи и формированию способов словообразования у детей дошкольного возраста

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Средняя группа: формирование грамматического строя речи

«Полетушки»

Цель. Учить детей соотносить действие с глаголом.

Организация  занятия.

Детей рассаживают вокруг стола. Задание: положить руку на стол. Водящий начинает игру: назвав какую-нибудь птицу или летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка стрекоза, муха и т. д.), он должен поднять руку, изображая полет, и быстро опустить на стол. Дети повторяют его действия. Если кто-то прозевает или «полетит» тогда, когда водящий обманывает – называет нелетающее животное или какой-либо предмет,— он дает залог — фант, разыгрываемый в конце игры. Разумеется, задание должно носить шуточный характер: прокукарекать, покуковать, почирикать, покаркать, подудеть, позвенеть, побренчать и т. д.

Например. Водящий (поднимая руку). Сова летит, сама летит!

Дети поднимают и опускают руки.

Водящий. Петушок летит, кочеток летит!

Дети поднимают и опускают руки.

Водящий (поднимая и опуская руку). Козлик летит!

Кто из детей полетит с козликом, тот отдает залог — фант.

«Что для чего?»

Цель. Активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложноподчиненного предложения.

Материал. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании, сервировке стола (мыло, зубная щетка, щетка для рук, полотенце, зубная паста; заколка, лента для волос, ножницы, носки, ботинки; скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка и т. д.); кукла.

Организация   занятия.

Воспитатель знакомит детей с новой куклой, рассматривает с ними картинки, на которых изображены предметы, называет их. Суть игры: по просьбе педагога кукла «вытаскивает» одну картинку показывает ее детям, которые, не обозначая словом сам предмет, называют его применение, скажем: «Чтобы чистить зубы»; «Чтобы мыть руки»; «Чтобы расчесывать волосы» и т.д.

Вариант игры, когда дети усвоят правило игры: кому-либо завязывают глаза и предлагают отгадать предмет по его функциональным признакам.

«Чье, чье? — Мое»

Цель. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Материал. Мешочек; игрушка сорока; принадлежности детской одежды; игрушки.

Организация   занятия.

Воспитатель (складывая в мешочек принадлежности одежды и игрушки. Ему как бы помогает сорока). Эта сорока-воровка насобирала разных вещей в группе, все схватила, что плохо лежит, и хочет унести. Она как бы смеется над вами и утверждает: «Чье, чье все? Мое!» А мы сейчас посмотрим, права ли она. Это что? (Показывает туфлю.) Чья туфля? (Ответ.)

Так постепенно извлекаются из мешка предметы, называются, определяется их хозяин (чей? чья? чье?); предметы обязательно кладут на место.

«Прятки»

Цель. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Материал, Мелкие игрушки: комар, муха, шмель, пчела, оса (их можно сделать из целлофана или фольги).

Организация  занятия.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Вы вдвоем? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски.) Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня».

Таким образом дети отыскивают всех непрошеных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Что изменилось?»

Цель. Активизировать в речи детей употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около).

Материал. Мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса; лесенка.

Организация  занятия.

Воспитатель (расставляя на ступеньках лесенки игрушки и обращаясь к детям). Предлагаю вам игру на внимание. Запомните, пожалуйста, где какая установлена игрушка. Запомнили? Тогда закройте глаза. Так, откройте. Что изменилось? Мишка поменял место? («Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между слоном и лягушкой».)

Так обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5—6 раз.

Пятый год жизни: формирование способов словообразования

Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи. Однако при спонтанном развитии у некоторых из них наблюдается задержка; активными «словотворцами» они становятся лишь на шестом году жизни. Разумеется, факт не очень желательный, так как в старшем дошкольном возрасте у детей проявляется критическое отношение к своей речи. Они уже стесняются играть со словом, что неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов). Порой виновник запаздывания словотворчества у детей взрослые, родители, воспитатели. Здоровый духовно ребенок должен играть словом так, как он играет игрушками. И если этого нет, значит, что-то упущено, не все благополучно в его окружении. Как правило, причину следует искать в микроклимате группы, дома. Где нет радости, там нет игры; где речь взрослого убогая, где нет творчества, там страдают дети; и страдания эти немедленно проявляются в их речи — бедной, бесцветной.

Похожие материалы

Информация о работе