Русский язык и культура речи: Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности “Документационное обеспечение управления и архивоведение”

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Предметная (цикловая) комиссия социально-гуманитарных дисциплин

ОГСЭ.03 Русский язык и культура речи

Методические рекомендации

к практическим занятиям для студентов,

 обучающихся по специальности

032002 “Документационное обеспечение управления и архивоведение”

(очная форма обучения)

2010 год

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

«30» августа 2010 г.

Протокол № 1, п.2

Председатель

____________ Л. А. Нездолей

Автор:

М.В. Кецбая,

преподаватель КГОУ СПО КПК № 2

Составлены в соответствии

с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 032002 “Документационное обеспечение управления

и архивоведение”

Методические рекомендации

переработаны и дополнены

на основе изменений, внесённых в 2006 – 2010 гг.

Утверждены

Научно-методическим советом

«__»________________ 2010 г.

Протокол №____

Пояснительная записка

Методические рекомендации к практическим занятиямпо учебной дисциплине “Русский язык и культура речи” составлены в соответствии с рабочей программой указанной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 032002 “Документационное обеспечение управления

и архивоведение” по очной форме.

Актуальность представленной в методической разработке системы практических занятий определяется необходимостью на практике, в устной и письменной речи студента, закрепить и далее совершенствовать использование норм современного русского языка, решать, в том числе и самостоятельно, коммуникативно-ситуативные речевые задачи.

Содержание практических занятий нацелено на осмысление студентами теоретических сведений, освоение ими надлежащих речевых умений и навыков в деловой и бытовой сферах общения, на совершенствование их речевой культуры и воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.

Для достижения цели практического занятия к каждому из них ставятся задачи с указанием тех умений и навыков, которые должны быть сформированы у студентов, даются вопросы для подготовки, контрольные вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы.

Система заданий и упражнений строится с учётом следующих этапов усвоения:

-  актуализация школьных знаний студентов;

-  воспроизведение, осмысление и закрепление материала теоретических занятий;

-  углубление и совершенствование умений и навыков;

-  самостоятельное применение теоретических знаний.

Методами проведения практических занятий в зависимости от этапа занятия, поставленной задачи и уровня подготовки студентов являются – репродуктивный, продуктивно-практический и частично-поисковый (эвристический).

В процессе выполнения практических заданий и упражнений используются фронтальные, коллективные, групповые (кооперативно-групповые, дифференцированно-групповые, парные) и индивидуальные (в том числе задания творческого характера) формы работы.

Использование такой системы заданий и упражнений, методов и форм проведения практических занятий позволяют проводить практическую работу со студентами разного уровня подготовки, добиваясь усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Система практических занятий согласно учебному плану дисциплины включает 10 часов.

Практическое занятие по разделу 3. Лексика и фразеология

Тема 3. 1. Лексика: употребление лексических изобразительно – выразительных средств; лексические нормы

Практическое занятие №1. Лексические нормы

Количество часов – 4 часа

Цель занятия: выявить и освоить основные особенности лексической нормы современного русского литературного языка. 

Задачи занятия

1.  Углубление и расширение знания лексических норм современного русского литературного языка.

2.  Овладение умением определять лексическое значение слова и распознавать его стилистическую окраску.

3.  Формирование и развитие навыка находить и исправлять в текстах лексические ошибки.

4.  Совершенствование навыков пользования лингвистическими словарями.

Обеспечивающие средства

-  фрагменты художественных текстов на бумажном носителе;

-  тексты упражнений на бумажном носителе;

-  обучающие тесты;

-  словари и справочники грамматических трудностей по культуре русской речи.

Вопросы для подготовки к практическому занятию

1.  Понятие о лексической норме.

2.  Смысловая точность речи. Выбор слова. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

3.  Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. Причины нарушения лексической сочетаемости.

4.  Речевая избыточность (многословие). Плеоназм. Тавтология. Повторение слов.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0