Задание 8. Объясните разницу в значении слов-паронимов, составьте с ними предложения.
Особый – особенный, типичный – типовой, дипломат – дипломант - дипломник, стать – встать, бережливо – бережно, особо – особенно.
Задание 9. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, объясните значения этих паронимов, устраните ошибки.
1. Отец одел плащ и поспешил на работу. 2. В конце заявления надо поставить свою роспись и дату. 3. Студенты не поняли новый материал, и преподаватель принужден был еще раз объяснить его. 4. Она нигде не работала, вела праздничную жизнь. 5. На собрании строго обсудили нарушителей дисциплины. 6. Взгляд у него был то серьезный, то возмутительный.
Задание 10. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
1. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла. 2. Кровля была выполнена плохо. 3. Имеющаяся система учебы кулинаров не оправдала себя. 4. Зарплата у этой категории рабочих значительно выросла. 5. Это препятствие нелегко одолеть. 6. В пресс-центре царит рабочая и в то же время хлопотливая и организованная обстановка. 7. Тогда механизации было очень мало. 8. Его деятельность по распространению билетов была отмечена. 9. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя. 10. Двигатель потребляет дорогое топливо в значительных размерах.
Задание 11. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неудачным использованием антонимов.
1. Сильные морозы стали слабеть. 2. Завышенные требования, как и заниженные, не способствуют успешной работе. 3. Пели и веселые, и невеселые песни, и настроение то поднималось, то падало, грусть сменяла веселье, веселье – грусть. 4. Не успели разобрать старые бумаги, как принесли для обработки кипу новых. 5. Бездействие одних и неправильные действия других привели к серьезной аварии. 6. Простые задачи он решал теперь легко, а сложные давались еще с трудом.
Задание 12. Укажите случаи неправильного, неуместного использования иноязычных слов, замените их, если это возможно, русскими синонимами; исправьте предложения.
1. Заметным симптомом нашего времени становятся два высших образования у многих людей. 2. Различные и многообразные амплуа домашнего комбайна делают его незаменимым помощником хозяйки. 3. Среди собравшихся на митинг превалировали люди старшего возраста, пенсионеры. 4. Не видно эволюции в учебных успехах студентов. 5. В этот комплекс входит фитнес и бассейн. 6. На банкете присутствовал весь столичный бомонд. 7. Ее хобби – шейпинг, триллеры и рок. 8. Комиссия констатировала нарушения регламента работы некоторых мастерских, ателье, аптек. 9. Необходимо придать протесту легитимную форму. 10. Эти новации направлены на совершенствование учебного процесса. 11. После долгих дебатов участники совещания не пришли к компромиссу. 12. Идентичное решение приняли родители параллельного четвертого класса.
Задание 13. Определите, употребление каких книжных слов и сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные) стилистически неоправдано. Исправьте предложения.
1. Если работать без точного расчета, без прогнозирования расходов и доходов, а на глазок, вприкидку, если не вкалывать в полную силу, а делать все враскачку, желаемых результатов ожидать не приходится. 2. Я в дворниках работаю, все в чистоте и порядке содержу, ну и супруга моя помогает, претензий каких от начальства нет. 3. Кино – супер! Там и любовь, и проблемы всякие, и убийства. Артисты потрясные. Стопудово сходи, понравится. 4. Надо попроворнее поворачиваться насчет ремонта, небось, дома-то гоношитесь, чаи не гоняете. 5. Мы своей семьей со всем хозяйством управляемся, свинарник старый чуток расширили, коровник как следует быть отремонтировали. Проблемы, конечно, есть, заготовка кормов, там, содержание скотины, продукцию вовремя пристроить на продажу. Но ничего, справляемся. Хозяйство по науке ведем. 6. Чтобы заиметь такую квартиру, надо получать не наши копейки, а весьма кругленькие суммы. 7. Знаем мы, откуда на счетах и в карманах некоторых избранников народа и бизнесменов миллионы в валюте появляются, не с рублика и не по рублику собиралось, нечего народ держать за полных лохов и лапшу на уши вешать. 8. До каких пор власти будут потакать хозяевам частных автобусов? Почему не требуют соблюдения нормы провоза пассажиров? Почему позволяют водителям лихачить, курить на маршруте, услаждать себя громкой музыкой, а кондукторам покрикивать на пассажиров? Не пора ли создать обстановку нетерпимости вокруг такого общественного транспорта? 9. Не стало у нас не только настоящего футбола, но и настоящего хоккея. Наши команды начисто проигрывают международные встречи, и поэтому справедливы все нарекания в их адрес. 10. До чего настырная, приставучая! Делай ей! Заколебала своими просьбами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.