Выбор основного размера D переднего конца шпинделя.
Статистические данные позволяют практически однозначно связать основной размер переднего конца шпинделя D с характерным размером станка.
При помощи таблицы № [1] определяем основной размер переднего конца шпинделя. D= 152, 4 мм.
Определение диаметров шеек
и отверстия шпинделя.
Диаметры шеек шпинделя под подшипники d и d1 d2,
При проектных расчётах можно
принимать для фрезерных станков:
d = 0,75*D = 0,75*152,4 = 114,3
, принимаем d = 120 мм;
d1 = 0,85*d; d2
= 0,85*120 = 102, принимаем d1= 100 мм;
d2 = 0,6 * 100 = 60 мм.
Определение параметра быстроходности.
d*n = 115 * 1800 = 207 000 = 2,07 * 105 мм*об/мин.
По заданному значению, используя справочную литературу, выбираем схему 2 табл. 3 [1]:
В передней опоре установлены 2 подшипника
типа 697724, в задней 1 – типа 2007120. Последние 2 цифры в обозначении
(пока это нули) определяют диаметр отверстия подшипника. Разделив величину
диаметра отверстия в подшипнике на цифру 5, получим число,
обозначающее его размер.
Для передней опоры d = 120 мм, значит, диаметр отверстия в подшипнике обозначается числом: 24 = 120: 5, Соответственно для задней опоры диаметр обозначается 20 = 100:5.
Полные номера подшипников запишутся: 697724 - для передней опоры; 2007120 - для задней опоры.
Определение радиальной жесткости передней и задней опор.
Определяем радиальную жесткость передней ( j 1 ) и задней ( j 2 )
опор шпинделя.
Для этого сначала в табл. 4 [1] по номерам подшипников
(697724), их количеству (1 шт.) и конструктивному оформлению находим
код передней опоры - 50. , для задней опоры (подшипник 2007120 – 41). Далее по этому коду в прил. Б находим числовые значения j'1 , j'2 и, суммируя их, определяем j1.
Жёсткость передней опоры: j'1=14, j'2 = 14, j1=14+14=28 МН/см.
Жёсткость задней опоры: j'1=14, j'2 = 14, j1=14+14=9,66 МН/см.
Определение оптимального межопорного расстояния.
Определяется оптимальное расстояние между опорами l, при котором обеспечивается максимальная жесткость шпиндельного узла. При этом величина консольной части шпинделя, в первом приближении, принимается a=d = 120 мм.
Модуль упругости для стального шпинделя Е = 20 МН/см2. Момент инерции
сечения между опорами для вала с отверстием при d=90 мм = 9 см и
= 46 мм = 4,6 см (см. рис. 6):
Податливость опор
Определяем параметры уравнения определения l.
Длина межопорного расстояния принимается равной: l =27,1 см = 271 мм.
При этом выдержано ограничение:
Определение действительной суммарной жесткости на переднем конце шпинделя.
Определяем осевой момент инерции шпинделя на консольной части J1:
см.
По таблице [1] определяем коэффициент, учитывающий наличие в передней опоре защемляющего момента ξ3 = 0,4.
Общую податливость шпиндельного узла определяем по формуле:
Действительная суммарная жёсткость на переднем конце (торце) шпинделя определяется по зависимости:
Рассматриваемый шпиндельный узел относится к низкоскоростным, допустимые границы суммарной жесткости для этого типа шпинделей: jΣ = 200… 800 Н/мкм, Полученное значение жесткости находится в пределах этих границ.. Учитывая сравнительно большой диаметр шпинделя, высокую жесткость передней опоры, можно считать полученный результат вполне удовлетворительным.
Список литературы.
1. Основыпроектирования станочных систем и их элементов: Рабочая программа, методические указания и задания на контрольную работу / сост. А. В. Шестернинов. - Ульяновск : УлГТУ, 2010.-53 с.
2. Шестернинов, А. В. Конструирование шпиндельных узлов металлорежущих станков : учебное пособие / А. В. Шестернинов. - Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 85 с.
3. Металлорежущие станки : учебник для машиностроительных вузов / под ред. В. Э. Пуша. - М. : Машиностроение, 1985. - 575 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.