Руководство к лабораторной работе «Изучение возможностей сетей ПЕТРИ для моделирования бизнес–процессов»

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

Санкт-Петербургский Государственный университет

аэрокосмического приборостроения

РУКОВОДСТВО

к лабораторной работе

«Изучение возможностей сетей ПЕТРИ

для моделирования бизнес–процессов»

Санкт-Петербург

2000

введение

Сегодня руководители любой бизнес–системы, чтобы успешно действовать в условиях рыночной экономики, должны уметь оперативно оценивать и анализировать состояние своей фирмы, принимать и реализовывать решения по её реструктуризации в условиях жёстких временных ограничений, вызванных высокой динамикой изменения внешней среды.

В широком смысле реструктуризация деятельности бизнес–системы предполагает коренные изменения соответствующих бизнес–процессов и структур, что, в конечном, сводится к формированию (синтезу) облика новой бизнес–системы. Традиционные подходы к созданию любой технико–экономической системы (ТЭС) (в том числе и бизнес–системы (БС)) предполагает последовательное выполнение ряда стадий жизненного цикла: разработку технического задания, техническое и рабочее проектирование, построение опытного (натурного) образца, апробацию на нём принятых решений и их корректировку и т.д. При этом, как следует из вышеизложенного, для современных бизнес–систем такой путь становится неприемлемым из-за непомерно больших сроков и финансовых затрат на создание указанных систем, а также чрезмерно высокой цены за допущенные при проектировании ошибки.

Один из путей преодоления перечисленных проблем заключается в том, что при реструктуризации бизнес–систем решение задач формирования требований к их облику и выбора соответствующих принципиальных решений переносят на этап структурного  (системного) анализа, который предшествует физическому проектированию бизнес–системы и выполняется на базе математических моделей с привлечением компьютерных технологий.

В настоящее время важная роль при решении задач анализа и синтеза бизнес-процессов и систем отводится аналитико-имитационным моделям, с помощью которых удается проводить количественное и качественное оценивание соответствующих процессов и систем. В предлагаемой лабораторной работе изучаются возможности сетей Петри, являющихся одним из классов аналитико-имитационных моделей. В рамках данного класса моделей  удается формально описывать и исследовать сложные асинхронные процессы, имеющие динамическую структуру.

1. цель лабораторной работы

Целью лабораторной работы является:

-  закрепление теоретических знаний, получаемых студентами на лекционных и самостоятельных занятиях по концептуальному описанию и моделированию бизнес–процессов и систем (БПиС);

-  начальное ознакомление с типовыми возможностями сетей Петри, связанными с построением элементов структурно-функциональных моделей бизнес–процессов и систем;

-  приобретение навыков в построении, редактировании и анализе диаграмм, описывающих сети Петри.

В связи с этим при подготовке к проведению лабораторной работы обучаемым следует уяснить такие вопросы:

-  основные элементы и отношения, входящие в типовую концептуальную модель БПиС;

-  функциональные возможности программных инструментальных средств,описывающих сети Петри, правила построения, размещения и соединения основных элементов сетей Петри.

Понимание перечисленных вопросов позволит обучаемым успешно справиться в последующих лабораторных работах с индивидуальными заданиями, связанными с концептуальным описанием типовых БПиС, исследованием процессов реструктуризации БПиС.

2. теоретические основы лабораторной работы

Сети Петри.Введение

Реальные системы состоят из разнообразных компонентов, различающихся физическими свойствами, функциональным назначением, сложностью внутренней структуры. Для того чтобы сконструировать адекватный математический аппарат, предназначенный для моделирования систем, необходимо:

·           установить круг качественных и количественных задач, которые должны решаться с помощью моделей, например - выполняет ли система те функции, для которых она предназначена; функционирует ли она эффективна; могут ли в ней возникнуть ошибки и аварийные ситуации; имеются ли в ней потенциально узкие места; можно ли упростить систему, не нарушая ее общего функционирования; можно ли из заданных систем сконструировать более сложную, отвечающую заданным требованиям и т.д.;

·           осуществить переход от физических и функциональных особенностей компонентов системы к их абстракциям, сначала в форме некоторого набора концептуальных понятий, затем - в точных математических терминах.

Компоненты системы и их действия представляются абстрактными событиями, которыми могут быть, например, исполнение оператора программы, прерывание в операционной системе, завершение этапа проекта и т.д.

Похожие материалы

Информация о работе