YN = 1
[s]F1 = 293,88×1×1 = 293,88 МПа.
Колесо:
m=6
NFE2 = 60×n2×tå2×(a2×b26) = 60×259,15×1500×(1×16) = 23,32×106
NFO2 = 4×106
NFE2 > NFO2,
YN = 1
[s]F2 = 255,80×1×1 = 255,80 МПа.
2.2.5. Определение межосевого расстояния.
Межосевое расстояние принимаем такое же, как и у самой нагруженной первой передачи aW = 100 мм.
Определяем коэффициент ширины:
yа = Ka3*(u+1)3*KH*T1/ (aW3*u*[s]Н2) = 4503*(2,8+1)3*1,4*11,19/ (1003*2,8*448,882) = 0,139
Принимаем стандартное значение yа = 0,160
2.2.6. Определение модуля передачи.2
mn = (0,01…0,02)× aW = (0,01…0,02)×100 = (1…2) мм.
Согласно ГОСТ 9563-80 принимаем модуль mn = 2 мм.
2.2.7. Определение суммарного числа зубьев.
Zå = 2* aW/ mn = 2*100/ 2 = 100
2.2.8. Определение числа зубьев шестерни.
Z1 = Zå/ U+1 = 100/ 2,8+1 = 26,31.
Принимаем Z1 = 26.
2.2.9. Определение числа зубьев колеса.
Z2 = Zå - Z1 = 100 – 26 = 74.
2.2.10. Определение геометрических размеров колёс.
b2 = ya× aW = 0,160*100 = 16 мм;
b1 = b2 + 5 мм = 16+5 = 21 мм;
d1 = m× Z1 = 2×26 = 52 мм;
d2 = m× Z2 = 2×74 = 148 мм;
da1 = d1+2×m = 52+4 = 56 мм;
da2 = d2+2×m = 148+4 = 152 мм;
dF1 = d1 – 2,5*m = 52 – 5 47 мм;
dF2 = d2 – 2,5*m = 148 – 5 = 143 мм.
2.2.11. Определение усилий в зацеплении.
Ft = 2*T1/ d1 =2*11,19/ 52 = 0,43 кH;
Fr = Ft*tga = 0,43*tg20° = 0,16 кH.
2.2.12. Проверка зубьев колёс по напряжениям изгиба.
Шестерня:
[s]F1/ YF1,
YF1 = 3,96
293,88/ 3,96 = 74,21.
Колесо:
[s]F2/ YF2,
YF2 = 3,74/
255,80/ 3,74 = 68,40.
Проверочный расчёт ведём по колесу:
sF2 = 2*103* YF2*KF*T1/ (m2*z2*b2) £ [s]F2;
sF2 = 2*103*3,74*1,4*30,38/ (22*74*26) = 67,18 МПа;
sF2 = 67,18 < [s]F2 = 255,80 МПа.
Прочность обеспечена.
2.3. Расчёт третьей передачи.
2.3.1. Выбор материалов и Т.О.
Шестерня – сталь 40Х, т.о. – улучшение, НВ = 269…302;
Колесо – сталь 40Х, т.о. – улучшение, НВ = 235…262.
2.3.2. Определение срока службы передачи.
tå2 =5*300*5 = 7500 ч.
2.3.3. Определение допускаемых напряжений на контактную прочность.
[s]Н = [s]НО×ZN,
[s]НО = sH lim×ZR×ZV/ SH,
Шестерня:
sH lim = 2НВ+70 = 2×285,5+70 = 641 МПа.
ZR = 0,95,
ZV = 1,
SH = 1,2
[s]НО1 = sH lim×ZR×ZV/ SH = 641×0,95×1/ 1,2 = 507,46 МПа.
Колесо:
sH lim = 2НВ+70 = 2×248,5+70 = 567 МПа.
ZR = 0,95,
ZV = 1,
SH = 1,2
[s]НО2 = sH lim×ZR×ZV/ SH = 567×0,95×1/ 1,2 = 448,88 МПа.
ZN = mÖ (NHO/ NHE) ³ 1
Шестерня:
NHO1 = (HB)3 = (285,5)3 = 2,33×107 < 12×107
NHE1 = 60×n1×tå3×(a3 × b33) = 60×920×7500×(1×13) = 207×107
NHE1 > NHO, ZN = 1
[s]Н1 = [s]НО1×ZN = 507,46×1 = 507,46 МПа.
Колесо:
NHO2 = (HB)3 = (248,5)3 = 1,53×107 < 12×107
NHE2 = 60×n2×tå3×(a3 × b33) = 60×410,71×7500×(1×13) = 92,41×107
NHE2 > NHO, ZN = 1
[s]Н2 = [s]НО2×ZN = 448,88×1 = 448,88 МПа.
2.3.4. Определение допускаемых напряжений на изгиб.
[s]F = [s]FO×yA×yN,
[s]FO = sF lim×yR×yx×yd / SF,
Шестерня:
sF lim 1 =1,75×НВ = 1,75×285,5 = 499,6 МПа.
yR = 1
yX = 1
yd = 1
SF = 1,7
[s]FO1 = 499,6×1×1×1/ 1,7 = 293,88 МПа.
Колесо:
sF lim 2 =1,75×НВ = 1,75×248,5 = 434,88 МПа.
yR = 1
yX = 1
yd = 1
SF = 1,7
[s]FO2 = 434,88×1×1×1/ 1,7 = 255,80 МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.