NFO2 = 4×106
NFE2 > NFO2,
YN = 1
[s]F2 = 255,80×1×1 = 255,80 МПа.
2.1.5. Определение межосевого расстояния.
aW = Ka×(U+-)×3Ö(KN×Ti/ ya×U×[s]2H),
где aW - межосевое расстояние, мм;
Ka - вспомогательный коэффициент, Ka = 450;
KH - коэффициент перегрузки, КH = 1,4;
ya - коэффициент ширины, ya = 0,2.
aW = 450×(3,55+-)×3Ö(1,4×11,19/ 0,2×3,55×448,882) = 97,96 мм.
Принимаем стандартное значение aW = 100
2.1.6. Определение модуля передачи.
mn = (0,01…0,02)× aW = (0,01…0,02)×100 = (1…2) мм.
Согласно ГОСТ 9563-80 принимаем модуль mn = 2 мм.
2.1.7. Определение суммарного числа зубьев.
Zå = 2× aW/ mn = 2×100/ 2 = 100.
2.1.8. Определение числа зубьев шестерни.
Z1 = Zå/ (U+1) = 100/ (3,55+1) = 21,97;
принимаем Z1 = 22.
2.1.9. Определение числа зубьев колеса.
Z2 = Zå - Z1 = 100 – 22 = 78.
2.1.10. Определение геометрических размеров колёс.
b2 = ya× aW = 0,2×100 = 20 мм;
b1 = b2 + 5 мм = 20+5 = 25 мм;
d1 = m× Z1 = 2×22 = 44 мм;
d2 = m× Z2 = 2×78 = 156 мм;
da1 = d1+2×m = 44+4 = 48 мм;
da2 = d2+2×m = 156+4 = 160 мм.
2.1.11. Определение усилий в зацеплении.
Ft = 2×T1/ d1 = 2×11,19/ 44 = 0,51 кH;
Fr = Ft×tga = 0,51×tg20° = 0,19 кH.
2.1.12. Проверка зубьев колёс на изгиб.
Шестерня:
[s]F1/ YF1,
YF1 = 4,1
293,88/ 4,1 = 71,68
Колесо:
[s]F2/ YF2,
YF2 = 3,73
255,80/ 3,73 = 68,58
Проверочный расчёт ведём по колесу:
sF2 = 2*103* YF1*KF*T1/ (m2*z2*b2) £ [s]F2;
sF2 = 2*103*3,73*1,4*38,53/ (22*78*20) = 64,49 МПа;
sF2 = 64,49 < [s]F2 = 255,80 МПа.
Прочность обеспечена.
2.2. Расчёт второй передачи.
2.2.1. Выбор материалов и термообработка.
Шестерня – сталь 40Х, т.о. – улучшение, НВ = 269…302
Колесо – сталь 40Х, т.о. – улучшение, НВ = 235…262
2.2.2. Определение срока службы передачи.
tå2 = 1×5×300 = 1500 ч.
2.2.3. Определение допускаемых напряжений на контактную прочность.
[s]Н = [s]НО×ZN,
[s]НО = sH lim×ZR×ZV/ SH,
Шестерня:
sH lim = 2НВ+70 = 2×285,5+70 = 641 МПа.
ZR = 0,95,
ZV = 1,
SH = 1,2
[s]НО1 = sH lim×ZR×ZV/ SH = 641×0,95×1/ 1,2 = 507,46 МПа.
Колесо:
sH lim = 2НВ+70 = 2×248,5+70 = 567 МПа.
ZR = 0,95,
ZV = 1,
SH = 1,2
[s]НО2 = sH lim×ZR×ZV/ SH = 567×0,95×1/ 1,2 = 448,88 МПа.
ZN = mÖ (NHO/ NHE) ³ 1
NHO1 = (HB)3 = (285.5)3 = 2.33×107 < 12×107
NHE1 = 60×n1×tå2×(a2 × b23) = 60×920×1500×(1×13) = 8,29×107
NHE1 > NHO, ZN = 1
[s]Н1 = [s]НО1×ZN = 507,46×1 = 507,46 МПа.
Колесо:
NHO2 = (HB)3 = (248.5)3 = 1,53×107 < 12×107
NHE2 = 60×n2×tå2×(a2 × b23) = 60×259,15×1500×(1×13) = 2,37×107
NHE2 > NHO, ZN = 1
[s]Н2 = [s]НО2×ZN = 448,88×1 = 448,88 МПа.
2.2.4. Определение допускаемых напряжений на изгиб.
[s]F = [s]FO×yA×yN,
[s]FO = sF lim×yR×yx×yd / SF,
Шестерня:
sF lim 1 =1,75×НВ = 1,75×285,5 = 499,6 МПа.
yR = 1
yX = 1
yd = 1
SF = 1,7
[s]FO1 = 499,6×1×1×1/ 1,7 = 293,88 МПа.
Колесо:
sF lim 2 =1,75×НВ = 1,75×248,5 = 434,88 МПа.
yR = 1
yX = 1
yd = 1
SF = 1,7
[s]FO2 434,88×1×1×1/ 1,7 = 255,80 МПа.
YN = mÖ(NFO/ NFE)> 1,
Шестерня:
m=6
NFE1 = 60×n1×tå2×(a2×b26) = 60×920×1500×(1×16) = 82,8×106
NFO1 = 4×106
NFE1 > NFO1,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.