МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ЭЛЕКТРОЛИЗНЫХ ВАНН
Условия проведения монтажа, демонтажа и последовательность монтажных операций, а также требования к фундаментам под электролизеры, к шинным каналам, футеровочным материалам и т.д. предусмотрены отраслевой инструкцией по монтажу и ремонту алюминиевых электролизеров. В отдельных случаях разрабатывают руководства по монтажу применительно к конкретным условиям, но также с учетом положений основной инструкции. Футеровка кожуха и формовка анода составляют так называемый спецмонтаж электролизера. Требования, предъявляемые к качеству футеровочных работ при монтаже новых электролизеров и при капитальном ремонте, неизменны, но пооперационно характер работ несколько отличается.
После шунтирования и подъема анода ремонтируемого электролизера ему дают остыть в течение двух-трех дней. Во время остывания демонтируют ошиновку и частично металлоконструкции анодной системы. Демонтированный анод извлекают из шахты электролизера монтажным мостовым краном. Если же грузоподъемность имеющегося крана недостаточна для подъема анода, как, например, в старых корпусах или в корпусах с боковым токоподводом, то анод поднимают подъемными механизмами электролизера, подводят такелажные приспособления и с помощью лебедки выкатывают его на проход.
Демонтаж старой угольной футеровки одним только механическим способом выполнить трудно, так как угольные материалы, пропитанные электролитом и пронизанные прожилками алюминия, очень прочны, поэтому шахту ванны заливают водой. Вода вступает в реакцию с карбидом алюминия, едкой щелочью, следами натрия, содержащимися в угольной футеровке, которая от этого разбухает и разрушается.
Разрушенные, проплавленные места катодного кожуха восстанавливают сваркой. Если кожух отработал три-четыре компании и не подлежит восстановлению, его автогеном разрезают на части и эвакуируют из корпуса. Одновременно с выполнением работ по катодному устройству проводят ревизию и ремонт металлоконструкций анодной системы и элементов тяжелой ошиновки.
Анкерные крепления проверяют на целостность заделки в фундамент, сохранность электроизоляции и в случае необходимости заменяют отдельные узлы или полностью весь анкер.
При выполнении монтажных работ применяют передовые методы монтажа, прогрессивные приемы работ, направленные на уменьшение объемов, сокращение срока ремонта и улучшение качества монтажных работ. Например, кладку цоколя из штучного кирпича целесообразно заменить сборкой из укрупненных блоков — кирпичных или из жаро-и химостойкого бетона; кладку шамота можно вести не на растворе, а "в сухую" с заполнением швов сухим порошком.
Все последующие монтажные операции (набойка угольной "подушки", установка подовых секций, набивка швов и т.д.) по существу и являются собственно футеровочными, качество выполнения которых в значительной степени определяет срок службы электролизера. Угольную "подушку" обычно набивают малопроизводительным способом с помощью ручных пневматических трамбовок. В последнее время ручную набойку успешно заменяют механизированной накаткой, выполняемой специальными широковалковыми катками. Укатка "подушки" таким способом для мощного электролизера сокращается до 15—20 мин и обеспечивает высокое качество слоя.
Последней и наиболее ответственной операцией футеровки подины является набойка швов, т.е. заполнение всех швов между подовыми блоками угольной массой, гак как значительную часть электролизеров приходится ставить на ремонт только из-за разрушения швов подины. Ручную набойку швов также заменяют механизированной, выполняемой специальными вибрационными машинками.
Для работников, занимающихся капитальным ремонтом электролизеров, совершенно необходимо знание механики работы катодного устройства.
Как известно, на срок службы катодного устройства в целом и футеровки, в частности, влияет ряд причин: качество футеровочных материалов и уровень выполнения монтажных работ, конструктивные особенности подины, степень прочности кожуха, качество обжига и пусковой режим, аварийные отключения ванн и т.д. Увеличение мощности электролизных ванн проходило без достаточной разработки специальных мероприятий по повышению прочности кожухов, что привело в известной степени к несоответствию между конструкцией кожухов и возросшей мощностью. Практика показала, что перечисленные причины, а не естественный износ токопроводящей угольной подины являются главными факторами, определяющими срок службы электролизеров. Решающую роль в этом вопросе играет качество монтажных работ и условия монтажа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.