Угольные блоки, составляющие токопроводящую подину, являются самой важной частью катодного устройства, где протекают все электрохимические и сложные физико-механические процессы. Первые трещины в угольной подине возникают в процессе ее обжига. В дальнейшем, в процессе эксплуатации они постепенно раскрываются, особенно сильно раскрывается трещина центрального шва подины. В связи с ползучей кристаллизацией, довольно жестким днищем, большими обжатиями и вертикальными усилиями подина постепенно поднимается и разрушается. При этом вертикальные смещения гораздо больше влияют на срок службы катода, чем горизонтальные.
В процессе эксплуатации наблюдаются значительные температурные колебания подины до 30—40°С. Неравномерная пропитка подины солями электролиза (сильнее в верхней части) вызывает и большее расширение верхних слоев, и раскрытие швов. Швы заполняются солями расплава и жидким алюминием. При охлаждении подина сокращается, но так как швы уже закрыты, то накапливаются внутренние усилия. Это продолжается до тех пор, пока величина накопленных усилий не превысит прочность кожуха. Некоторая деформация кожуха восстанавливает равновесие. Таким образом, подина постепенно разбухает и поднимается, т.е. как бы "дышит".
Перечисленные явления уменьшают срок службы электролизеров большой мощности, днища которых работают в неустойчивом технологическом режиме и чувствительны к колебаниям температуры. Ванны с днищем, обладающие большей тепловой инерцией, менее склонны к температурным колебаниям и имеют гораздо больший срок службы (до 6 лет).
Ответственной операцией при монтаже угольной подины является заливка подовых блоков, предусматривающая создание электрического контакта между угольным телом блока и стальным блюмом. Зазоры между ними заполняют жидким чугуном специального состава, обеспечивающего минимальную усадку. Из существующих видов заливки блоков: горизонтальной, вертикальной и наклонной трудно отдать преимущество какой-либо из них, хотя вертикальная заливка наиболее легко подвергается механизации. Все операции по заливке в настоящее время выполняют вручную.
Спуски к стальным блюмам на большинстве заводов наваривают на полуавтоматических установках. Для этих целей используют сварочную стыковую машину МСРГ-500, оборудованную приемным и выдающим рольгангами.
На некоторых заводах организована реставрация анодных штырей. Для выполнения всех необходимых операций по реставрации созданы технологические линии, включающие приемный и подающий рольганги с грузоподъемным устройством, токарной станок для обработки и подготовки штырей под сварку и сварочную установку. Наилучшие результаты обеспечивает электрошлаковая сварка с использованием автоматов. Реставрация анодных штырей дает большую экономию в металле, так как позволяет многократно использовать основную массу штырей, заменяя лишь нижнюю обгоревшую часть, и может быть рекомендована для всех алюминиевых заводов с верхним токоподводом.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА
В настоящее время наиболее эффективным способом выбойки подины является применение пневмомолота ПН 17. Промышленное внедрение его позволит снизить уровень шума и запыленности, повысить долговечность экскаватора, так как с его конструкции снимутся вибрационные нагрузки.
Для монтажа бортовых угольных блоков применяют специальное грузоподъемное устройство, станок для резки и механической обработки поверхностей блоков, внедрен контейнерный способ доставки блоков. Осуществляется механизация вспомогательных работ при кладке цоколя и бровки, включающая резервно-раздаточный узел сыпучих материалов, узел приготовления растворов, устройство для разогрева и разливки пека, модернизированный станок для засыпки цоколя при использовании боя диатомитового кирпича.
В настоящее время уже выполняется ряд опытных работ по модернизации и совершенствованию технологии ремонта электролизеров, например с футеровкой из огнеупорных бетонных блоков, набивки швов подины без предварительного нагрева подовой массы, с заменой угольной подушки насыпными материалами, применение угольных вставок взамен набивки подовой массой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.