Основы педагогики как учебной дисциплины

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования Российской Федерации

Бурятский государственный университет

Кафедра педагогики

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Автор – Молонов Г.Ц.,

д.п.н., професор

Улан-Удэ, 2004

Описание курса

Курс "Основы педагогики" является первым разделом учебного предмета – педагогика.

Педагогика как вузовский учебный предмет сформировалась во взаимосвязи 4-х разделов: основы педагогики, теория и практика обучения (дидактика), теория и методика воспитания, руководство и управление в системе образования. Каждый из этих разделов может быть представлен как отдельный учебный курс.

Краткое описание курса конкретизирует программа. Она дает представление о содержании и последовательном рассмотрении учебного материала по всему курсу. Затем дается общая литература. В учебных пособиях, указанных в ней, по каждой теме имеется рекомендуемая литература. Таким образом, выбор источников не ограничен.

Далее раскрывается содержание курса по темам. Вначале излагается лекционный, теоретический материал, последовательно по вопросам, названным в программе.

По каждой теме сформулировано по 7 вопросов и заданий. Они могут быть использованы при проведении семинарских занятий и для самоподготовки обучающихся. Некоторые задания имеют тестовый характер. Для подготовки ответов на вопросы необходимо, естественно, обращаться к научной, учебной литературе.

Одинаковое и достаточно большое количество вопросов и заданий позволяет самостоятельной работе обучающихся придать полноту, привычность и систематичность при их выполнении. Опыт автора показал: когда  студенты готовят письменные ответы и их зачитывают на занятиях, тогда удается охватить все вопросы и задания. К тому же невозможно ответы на 7 разнохарактерных вопросов и заданий удержать в памяти.

На основании письменных ответов, данных на все вопросы и задания, выполнения рефератов, проектных заданий и освоения лекционного материала возможна досрочная сдача экзамена (зачета) студентами- стационарами. На их основе самоорганизация работы студентов-заочников становится целенаправленной, системной. При необходимости в индивидуальном порядке экзамены и зачеты могут быть приняты заочно, на расстоянии, в этом смысл дистанционного обучения.

Углублению и расширению теоретических знаний способствует написание  рефератов и докладов, нами предлагаются примерные темы.

А проектные задания призваны вырабатывать умение применять теорию на практике,  их выполнение содействует развитию  воображения, мышления и творческих способностей.

Заключает каждую тему словарь терминов, по три по каждой теме.

Определения педагогических понятий даются по разным источникам, их можно сопоставить с трактовкой других авторов и выработать свое понимание. Понятно, что такой подход будет достаточно осмысленным, самостоятельным и глубоким.

Представляется, что работа над понятиями  должна проводиться на семинарских, индивидуальных занятиях, консультациях, зачетах и экзаменах. Разумеется, понятия будут использованы при выполнении рефератов,  докладов и проектных заданий.

Из 18 тем, рефератов и проектных заданий, на наш взгляд, каждому студенту достаточно выполнить по одной теме и одному проектному заданию, Следует учесть, что он дает ответ на 42 вопросов и заданий (6 тем по 7 вопросов и заданий).

Темы рефератов и проектных заданий, естественно, могут быть изменены, дополнены по усмотрению преподавателей и студентов, исходя из интересов последних, актуальности, теоретической и практической проблем в федеративном, региональном и местном аспектах.

"Основы педагогики" по иному можно бы назвать "Введением в педагогику", данный курс предназначен вводить в сущность и содержание всего учебного предмета – педагогика, представить основные научные понятия, показать ее практическое значение  взаимосвязь с другими науками.

Похожие материалы

Информация о работе