Инновация (нововведение) – результат творческой деятельности направленный на разработку, создание и распространение новых видов продукции. Технологии, организационных форм и методов управления.
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процессов производственной деятельности экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и др. сферах деятельности общества.
1. инновация по объекту:
1.1. продуктовые – внедряет товар, материал (н-р мерсеризованные нитки, никто в России их не производит);
1.2.технологические – (н-р строили дома из самана, а стали строить из кирпича);
1.3. организационные (н-р расширение отдела (ГД –нач отд. – отдел))
2. инновация по степени новизны:
2.1. базовые – созданные впервые товары, базисные технологии, кот не меняются на протяжении длит времени, создаются на базе научно-тех-х изобретений (хлорирование воды – очистные станции);
2.2. улучшающие – базис тех-я остается, добавляется что-то новое (н-р безузелковое прядение);
2.3. квазиинновации – базис старый, изменяется только внешний вид, (н-р расширение цветовой гаммы ниток);
3. инновация по субъекту:
3.1. глобальные – нечто новее для всех (изобретение ЭВМ первые, к-е были на всю комнату)
3.2. локальные ( корпоративные) – новое д/группы людей (н-р внедрение ИСО);
3.3. личностные – новое для конкретной личности (н-р неумел человек читать на французском и научился).
Субъекты ИД это:
1) новаторы
2) топ-менеджжеры
3) средний персонал
новаторы: создатели чего-либо нового, носители идей. Основным мотивом ИД новатора является интерес к решаемой задаче, интерес к процессу. Для того чтобы его деятельность была эффективной ему должна быть предоставлена высокая степень свободы.
топ-менеджеры: владельцы ресурсов, центр распорядительства ресурсами. Мотивом ИД явл. устойчивое функционирование, поступательное развитие фирмы. Для них важна организация деятельности фирмы в целом.
средний персонал (специалисты): носители интересных идей; не вправе распоряжаться ресурсами; обслуживают процессы и текущую инновац деят-ть. Мотивом их деятельности является материальный интерес.
Для успешного развития орг-ции надо согласовать мотивы деят-ти всех групп работников и построить гармонично отношения м/у ними.
отношения между новаторами и топ-менеджерами основаны на доверии. Планировать, регламентировать и административно управляить Инн.деят-тью нельзя. Новатор должен принимать решения, связанные с инвестициями в инновац. процессы и брать на себя ответственность.
Новатарами и средним персоналом: ср.перс. обслуживает инн. деят-ть, сравнивает себя с новаторами и считают, что они всех «кормят» поэтому лучше обособить новаторов от ср.перс.
Топ-мен. и ср.перс.: основа их отношений – оптимальные плановые решения, основанные на точных экономич расчетах; при внедрении нововведения топ-мен. должны быть готовы к сопротивлению со стороны ср.перс., поэтому на это время топ-мен. должны позаботиться о проведении спец мероприятий, доп стимулирования для инновац. восприимчивости.
Источники риска.
Один из них связан с творческим, поисковым хар-ом создания нововведения. В основе поиска часто лежит интуиция исследователя, а не его явные знания. Часто выбранный путь, инструментарий создания Инн-ций оказывается ошибочным. В этом случае конкретное направление деят-ти приходиться сворачивать, а затраты списывать на прямые убытки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.