Санкт - Петербургский институт машиностроения
Кафедра менеджмента
Документация и документооборот
Лабораторная работа № 4
Распределение полномочий между руководителями и разработка положения о распределении полномочий между руководителями.
Карташов Б. И.
Орлов В. В.
Санкт-Петербург
2005
Приложение.
По мере роста компании и превращения ее из предприятия, руководимого одним человеком (самим собственником) в более крупное ее владелец должен передать часть функций другим работникам (своим заместителям). Одновременно он делегирует часть своих полномочий. Д. О'Шонесси считал, что «Полномочия могут быть определены, как узаконенное право принимать решение и отдавать распоряжения от имени организации»[1]
А. Файоль определял полномочия как «право отдавать приказы и требовать повиновения.»[2]
Реализация полномочий происходит в форме некоторой деятельности, т. е. сферы деятельности. Если определены функции в каждой сфере деятельности, то делегирование полномочий просто означает право выполнения этих функций. Г. Куиц и с. О'Доннеел отмечала, что «слишком многие управляющие пытаются разграничить и определить полномочия своих подчиненных, исходя из объема, устанавливаемых прав, вместо того, чтобы определить вначале характер работ, исполнения которых они ожидают от своих подчиненных, а затем уже полномочия, необходимые для решения поставленных задач».[3]
А. Файоль, Л. Урвик и другие отстаивали также принцип, что полномочия должны соразмеряться с ответственностью. В частности А. Файоль, отмечал «Полномочия не должны рассматриваться отдельно от ответственности, т. е. в отрыве от вознаграждений или наказаний. Сопровождающих осуществление власти. Ответственность есть следствие полномочий, это их естественное следствие. По существу, двойник, и там, где осуществляются полномочия, возникает ответственность».
Таким образом, для определения полномочий руководителей необходимо:
● определить функции руководителя (распределить набор (список, каталог) функций между руководителями);
● определить ответственность руководителя (распределить ответственность между руководителями) за выполнение показателей деятельности предприятия.
Цель работы: Обучение навыкам распределения полномочий между руководством организации и разработка необходимого нормативно-организационного документа (организационно-распорядительного документа)
Задачи:
1. Распределение обязанностей (функций) между руководством (руководителями верхнего звена)
2. Распределение ответственности руководства (руководителей верхнего звена) за выполнение основных показателей
3. Определение порядка замещения руководителей
В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОК 011 – 93) рекомендуется разрабатывать на стадии разработки документации по распорядительной деятельности организации (предприятия) Организационно-распорядительный документ «Приказ о распределении обязанностей между руководством» Код 0251152.
Альбом унифицированных организационно-распорядительных документов не дает рекомендаций по оформлению данного документа.
На практике оформление распределение обязанностей между руководителями делается двумя способами:
1. Путем составления списка должностей руководителей верхнего звена (генеральный директор, заместители генерального директора, главный бухгалтер), начальники производств (цехов) с указанием для каждой должности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.