Рис. 3.3
Рис. 3.4. Напряженное состояние в пластине с отверстием при двухосном растяжении
1 — упругое реше. ние; 2 — пластичность
Рис. З.5. Напряженное состояние в пластине с отверстием при чистом сдвиге 1 — упругое решение; 2 — пластичность Ё
нагружения пластины усилиями Рж = Ру = 30 кгс/мм2 (рис.[3.3) пластические деформации практически не возникают, коэффициент концентрации имеет порядок ka= 2,0, а нормальные напряжения почти одинаковы во всех точках контура отверстия.
Отметим, что такая концентрация напряжений типична для дисков компрессоров и турбин авиадвигателей, где часто в полотне имеются отверстия для прохода охлаждающего воздуха,^стяжных болтов и т. п. «
При двухосном растяжении и соотношении усилий РХ/РУ = = 2,0, что соответствует напряженному состоянию стенок сосудов, наибольшие напряжения действуют в точке пересечения контура отверстия с осью оу (рис. 3.4). При этом в зоне концентрации напряжений (точка Аъ А2) возникают значительные пластические деформации, область которых на рис. 3.4 заштрихована. Интересно, что для образования такой же зоны пластичности при одноосном растяжении требуется нагрузка, примерно на 20% меньшая, чем в данном случае. С ростом пластических деформаций наблюдается существенное (примерно на 20%) снижение коэффициента концентрации напряжений по сравнению с одноосным растяжением.
Практический интерес также представляет случай нагружения пластины с отверстием напряжениями Pxu.Pvразного знака. Он характерен для дисков газотурбинных двигателей, где при боль-
шом градиенте температур окружные напряжения могут быть сжимающими, а радиальные остаются растягивающими. Кроме того, аналогичное напряженное состояние возникает и при кручении полых валов трансмиссий двигателей.
На рис. 3.5 показано распределение напряжений в пластине с отверстием при двухосном растяжении — сжатии. При таком способе нагружения пластины концентрация напряжений возле отверстия проявляется в наибольшей степени. Пластические деформации возникают при гораздо меньших (на 40—45%) нагрузках, чем при одноосном нагружении. Зоны пластического течения имеют крестообразный вид (рис. 3.5, точки Alt А2, Въ 52) с осями симметрии ох и оу. Коэффициент концентрации напряжений в условиях пластичности достигает наиболее высоких значений порядка ka= 3,0.
Рис. 3.6 и 3.7 иллюстрируют существенное влияние ползучести на концентрацию напряжений. В результате ползучести, как и в условиях пластичности, максимальные напряжения уменьшаются и смещаются от контура отверстия. Характерно, что особенно интенсивное снижение этих напряжений наблюдается в первой стадии ползучести (рис. 3.7). Так, после нагружения пластины в течение первых 40 ч максимальное напряжение снизилось на 8% при одноосном растяжении Р х = О, Р у = 30 кгс/мм2, а еще через 40 ч — всего на 2%. Это обстоятельство прослеживается и при других условиях нагружения пластинок (рис. 3.7).
Все это показывает, что при определении длительной прочности элементов авиационных двигателей, работающих при повышенной температуре, необходимо учитывать кинетику изменения полей напряжений в результате ползучести в местах концентрации.
1.2. Сложное нагружение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.