Роль электродвигателей в автомобилестроении, страница 3

            Двс приводит в действие генератор G, который заряжает аккумуляторную батарею и даёт энергию тяговому электродвигателю M, вращающему колёса. ПРивод от электродвигателя упрощает коробку пеключения передач. Недостаток такой схемы: и ДВС, и тяговый электродвигатель рассчитывают исходя з максимальной мощности, КПД системы низкий.

            - Параллельная схема.

            В параллельной структуре ДВС и тяговый электродвигатель одключены к механической коробке переключения ередач. Электрический привод состоит из обратимого электродвигателя G/m, электронного управления и аккумуляторной батареи. На шосе ДВС движет электромобиль и через мотор-генератор заряжает аккумуляторную батарею. В городе работает электродвигатель. При одъёме и других условиях, когда требуется максимум мощности, оба двигателя работают нараллельно, их мощности суммируются. Этаа структура обеспечивает меньший вес, невысокую стоимость, большой КПД по сравнению с аккумуляторными электромобилями.

            Смешанная схема.

            Модель Toyota Prius является первым серийным гибридным электромобилем. С 1997 года их только в Японии было продано более 37000 штук. Это пятиместный седан, стоимостью на то время около 20000 долларов. Электромобиль имеет 1.5 - литпровый бензиновый двигатель, мощностью 53 кВт (70 л.с.) ри 4500 об-мин, бесколлекторный двигатель постоянного тока мощностью 33 кВт, при 1040-5600 об/мин, тяговую батарею из никуль-металлгидридных аккумуляторов с номинальным напряжением 274 В.

            Система управления гибридной силовой установкой обеспечивает движение электромобиля с заданной скоростью в оптимальнм режиме. При этом работают или бензиновый или электродвигатель по отдельности, или их комбинация в различными долями мозщности. Для водителя и ассажиров переключение режимов происходит практически незаметно.

            Смешнанная структура, реализованная на Toyota Prius, комбинирует достоинства параллельной и последовательной схем. Бензиновый двигтель через коробку переключения ередач может приводить в движение колёса и генератор. Напряжение с генератора после преобразования в инверторе поступает для заряда акумуляторной батареи и/или для работы электродвигателя. Специальная коробка переключения передач суммирует и распределяет энергию между бензиновым двигателем, электродвигателем и генератором. ри торможении энергия рекуперируется, при необходимости резкого торможения используются и обычные гидравлические тормоза. Иеется и антиблокировочная тормозная система.

            Бензоэлектромобиль, подобный японскому Toyota Prius, разработае в Росии. Отечественный завод "Ижмаш" на безе универсального автомобиля ИЖ-21261 создал бензоэлектромобиль с гибридной силовой установкой ДВС+ЭДВ+АКБ (8*12 В) и с араллельным соединением двигателей через специальный редуктор. Неболишими сериями такой ИЖ-БЭ вупускался в 1998 году.

            Недостатки: высокая стоимость, малый запас электрохода, возможность опадания агрессивной газовой среды в салон, мизерное багажное отделение, вес больше, чем у прототипа на 120 кг, небольшая мощноссть энергоустановки.

            Преимущества: уменьшенный расход бензина, возможность эксплуатации в экологически чистых, курортных зонах.

            Компоненты современного электромобиля

            Для большинство современных электромобилей кузов, шасси и многие другие механические узлы и агрегаты позаимствованы от серийных автомобилей с ДВС: пикап Ford Ranger EV, ВАЗ 1111э (ЭлектроОка). Toyota RAV4 EV и прочие. Лишь немногие модели с самого начала проектировались как электромобили, например M EV1 или Honda EV-plus. Но и те и другие имеют примерно одинаковый состав основных функциональных и всомогательных компонентов, поазанных на блок схеме электромобиля:

            На рисунке обозначено:

            1. Зарядное устройство. Преобразует переменное напряжение внешней сети в постоянное для заряда аккумуляторных батарей, тяговой и вспомогательной.