Проектирование антенны для организации связи в Ка диапазоне частот на линии «Спутник-Земля» (Сравнительный анализ антенно-фидерных устройств космических аппаратов)

Страницы работы

Содержание работы

1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНТЕННО-ФИДЕРНЫХ УСТРОЙСТВ

                   КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

1.1 Требования к конструктивным и электрическим характеристикам антенн

Бортовые антенны ИСЗ обеспечивают прием и передачу по спутниковой линии связи сигналов связных, вещательных, телеметри­ческих и других систем. Антенны современных спутников связи должны решать ряд разнородных задач, основные из которых - увеличение эффективной излучаемой мощности в пределах опре­деленной зоны связи на поверхности Земли путем формирова­ния ДН специальной формы, обеспечение многократного исполь­зования выделенного диапазона частот благодаря применению пространственно-временного разделения сигналов и поляриза­ционной селекции, ослабление излучения за пределами зоны свя­зи в соответствии с требованиями МККР.

При разработке бортовых антенн приходится учитывать огра­ничения, накладываемые на габаритные размеры и массу антен­ны, воздействие на антенну при запуске больших ускорений и вибрационных нагрузок. На протяжении времени существования ИСЗ антенна должна сохранять работоспособность в условиях глубокого вакуума, воздействия теплового и радиоизлучении Солн­ца, ионизирующей радиации и т. п.

Решение вышеуказанных основных задач обеспечивается при­менением многолучевых антенн (МЛА), формирующих одновре­менно систему узких ДН (парциальных лучей). Использование таких лучей с соответствующими амплитудами и фазами позволяет сформировать один широкий луч с поперечным сечением, близким по форме к зоне обслуживания (контурный луч). Имея сравни­тельно плоскую вершину и крутые скаты, такой луч обеспечивает близкое к равномерному облучение зоны и резкий спад энер­гии за ее пределами. При этом желательно иметь, возможно, более узкие парциальные лучи, расположенные как можно ближе друг к другу, что приводит к росту диаметра антенны и к услож­нению диаграммообразующей схемы (ДОС).

Учитывая условия работы бортовых антенн, для их изготов­ления применяют такие материалы, как алюминий, бериллий, инвар, магний и титан. В последнее время все большее приме­нение находят композиционные материалы, такие, как углепласты (графитоэпоксидная композиция). Углепласты имеют зна­чительно лучше, чем у вышеназванных материалов, механиче­ские и температурные свойства: близкий к нулю коэффициент линейного расширения, малую удельную массу и большую жест­кость. Их применение дает возможность значительно снизить массу конструкции при одновременном улучшении прочностных и жесткостных характеристик по сравнению с традиционными конструкционными сплавами.

Выбор типа бортовой антенны производится с учетом требова­ний, связанных с построением и энергетическим потенциалом спутниковой линии связи, рабочим диапазоном частот, требуемой поляризацией, условиями работы в космическом пространстве, стабилизацией ИСЗ и т. п.

Если, например, ИСЗ выведен на геостационарную орбиту, то он находится постоянно над одной определенной точкой поверхно­сти Земли на высоте, с которой угловой размер Земли составляет около 18°. Если бортовая антенна имеет ширину ДН, равную угло­вому размеру Земли, то между любыми точками той части поверх­ности Земли, к которой обращена антенна, через эту антенну может быть обеспечена связь, если максимум ДН направлен на центр Земли.

Если ИСЗ находится на орбите средней высоты (5÷10 тыс. км), то угловой размер Земли с этих высот достигает нескольких десят­ков градусов, причем спутник непрерывно перемещается относи­тельно поверхности Земли. В этом случае на борту спутника можно установить антенну с ДН, близкой к изотропной, либо многолу­чевую антенну, каждый луч которой по мере движения ИСЗ дол­жен поворачиваться, оставаясь направленным на соответствую­щий наземный пункт связи.

1.2 Сравнительный анализ возможных вариантов

Развитие систем спутниковой связи в области антенно-фидерных устройств, как в нашей стране, так и за рубежом двигалось от достаточно простых систем, например слабонаправленные бортовые антенны до сложных используемых в настоящее время в таких системах как GLOBALSTAR, IRIDIUM, TELEDESIC и других современных системах космической связи.

В системах спутниковой связи к слабонаправленным антеннам принято относить такие, которые главным лепестком своей диаг­раммы направленности «освеща­ют» всю видимую со спутника часть поверхности Земли (гло­бальный луч). Сюда же относят­ся антенны с диаграммой направ­ленности, близкой к изотропной. В качестве таких антенн могут быть использованы: диэлектрический штырь, электрический виб­ратор, щелевой вибратор, спираль с осевым излучением, кони­ческий или пирамидальный рупор, открытый конец волновода, их модификации и композиции. Так, на первом искусственном спут­нике Земли для радиосвязи был применен электрический вибра­тор в форме уголковой антенны (рисунок 1.1). При длине плеча l = 2,9 м и угловом размере φ=70° на частоте 20 МГц диаграм­ма направленности была близка к изотропной.

Похожие материалы

Информация о работе