4 Электромеханические характеристики тягового электродвигателя, отнесенные к ободу колеса
Для оценки силы тяги локомотива и скорости движения поезда электромеханические характеристики на валу тягового электродвигателя пересчитываются на обод колеса.
Зависимость линейной скорости на ободе колеса от тока, потребляемого тяговым электродвигателем, υ(Iд) принято называть скоростной характеристикой, а зависимость силы тяги одного тягового электродвигателя от тока, потребляемого тяговым электродвигателем, Fкд (Iд) – электротяговой характеристикой.
Уравнение скоростной характеристики может быть получено следующим образом.
1) Линейная скорость на ободе движущегося колеса, м/с,
(4.1)
где D – диаметр движущегося колеса, м;
– число оборотов колеса, об/мин;
n – число оборотов якоря тягового электродвигателя, об/мин;
μ – передаточное отношение зубчатой передачи, равное отношению числа зубьев зубчатого колеса колесной пары к числу зубьев зубчатого колеса, соединенного с валом тягового электродвигателя.
Соответственно линейная скорость, выраженная в км/ч,
(4.2)
Уравнение скоростной характеристики получим, если в выражение (4.2) подставим значение n из уравнения (3.5), т.е.
(4.3)
где
При вычислении скорости υ и построении скоростной характеристики следует знать основную характеристику (кривую намагничивания) ферромагнитного материала, из которого выполнены главные полюса тягового электродвигателя – В(Н) или Ф(I).
Кривая намагничивания ферромагнитного материала В (Н) имеет две области (рисунок 4.1): первая область, в которой магнитная индукция В или магнитный поток Ф пропорциональны напряженности магнитного поля Н или току I (Ф = кI); вторая область, в которой эта пропорциональность отсутствует, а при больших значениях тока имеет место область насыщения, когда магнитная индукция В или магнитный поток принимают некоторую постоянную величину. Эта закономерность изменения Ф от I определяет и ход скоростной характеристики (рисунок 4.2). Для тягового электродвигателя с последовательным возбуждением скорость υ уменьшается с ростом тока – сначала резко, а затем – медленно.
Рисунок 4.1 – Кривая намагничивания ферромагнитного материала
Рисунок 4.2 – Скоростная характеристика
Вращающий момент Мк, действующий на колесную пару, может быть заменен парой сил Fкд с плечом D/2, приложенных к оси колесной пары и к точке касания обода колеса с рельсом (рисунок 4.3).
Касательная сила тяги (сила тяги движущейся колесной пары), Н,
(4.4)
где Мк – вращающий момент, действующий на колесную пару, Нּм;
D – диаметр колеса, м.
Вращающий момент, действующий на колесную пару,
(4.5)
где Мдв=Мэм – электромагнитный вращающий момент, действующий на якорь тягового электродвигателя;
μ – передаточное отношение зубчатой передачи;
ηк – КПД передачи.
Следовательно, сила тяги на ободе колеса, Н,
(4.6)
Рисунок 4.3 – Схема образования силы тяги локомотива
Уравнение электротяговой характеристики Fкд(Iд) получим следующим образом.
1) Назовем силу тяги на ободе колеса (без учета потерь) электромагнитной силой тяги, т. е.
(4.7)
Подставив в выражение (4.7) значение Мдв из (3.7), получим
(4.8)
где
2) Сила тяги на ободе колеса меньше электромагнитной силы вследствие наличия механических и магнитных потерь в тяговом электродвигателе и потерь в передаче, т. е,
(4.9)
Для тягового электродвигателя со схемой последовательного возбуждения зависимости Fкд эм(Iд) и Fкд(Iд) показаны на рисунке 4.4.
Рисунок 4.4 – Зависимость изменения электромагнитной силы тяги на ободе колеса от тока тягового электродвигателя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.