1.8.3 Элементы графика движения поездов
До разработки графика движения поездов каждого конкретного железнодорожного участка сначала рассчитывают и устанавливают его технологические элементы: нормы массы поездных составов, время на прохождение перегонов, нормы времени на обработку поездов и локомотивов на станциях, станционные интервалы и интервалы между поездами в пакете. О порядке установления норм массы поездов рассказано выше. Время на прохождение перегона зависит от длины перегона, профиля пути, массы состава и типа локомотива. Его определяют специальными расчетами и проверяют во время опытных поездок с учетом достижений передовых машинистов. Время стоянки поездов и локомотивов на станциях зависит от операций, которые выполняют за время стоянки (скрещение, обгон, техническое обслуживание и коммерческий осмотр поезда) и технологического процесса работы. Время на технические операции не должно превышать норм, установленных МПС.
Станционные интервалы – это минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций по приему, отправлению или пропуску поездов через станцию, разъезд или обгонный пункт. Различают несколько видов станционных интервалов. Приведем основные из них.
Интервал неодновременного прибытия поездов противоположных направлений τнп – это минимальное время от момента прибытия на станцию однопутного участка поезда одного направления до момента пропуска через нее или прибытия поезда встречного направления (рисунок 16.8.7).
Рисунок 16.8.7 – Схема станционных интервалов неодновременного прибытия и скрещения поездов
Интервал неодновременного прибытия определяют из условия, что входной сигнал второму поезду может быть открыт только после прибытия первого поезда. Следовательно, величина этого интервала складывается из времени на приготовление маршрута второму поезду, открытие входного сигнала и на вход поезда на станцию с учетом того, что в момент открытия входного сигнала второй поезд находится от него на расстоянии не менее тормозного пути.
Интервал скрещения поездов τс – это минимальное время от момента проследования или прибытия на станцию поезда одного направления до момента отправления на тот же однопутный перегон поезда встречного направления (рисунок 16.8.7). Продолжительность интервала скрещения складывается из времени, необходимого дежурному по станции для проверки проследования или прибытия поезда в полном составе, времени на согласование с соседней станцией возможности отправления на тот же перегон поезда встречного направления и времени на приготовление маршрута и выдачу разрешения занять перегон. Так как скрещение поездов происходит лишь на однопутных линиях, интервалы скрещения определяют только для станций однопутных участков.
Интервал попутного следования поездов на однопутных и двухпутных перегонах τпс – это минимальное время от момента прибытия поезда на соседнюю станцию (пост) до момента отправления с данной станции на освободившийся перегон следующего поезда того же направления (рисунок 16.8.8). Этот интервал складывается из времени на проверку прибытия или проследования первого поезда в полном составе, на уведомление станции отправления о прибытии первого поезда и времени на открытие выходного сигнала (или выдачу разрешения на занятие перегона) второму поезду на той же станции отправления.
Рисунок 16.8.8 – Схема интервала попутного следования поездов
Интервал между поездами в пакете τ – это минимальное время разграничения поездов при следовании их по перегонам на участках, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой (рисунок 16.8.9). При автоматической блокировке этот интервал устанавливают исходя из условия, что расстояние между следующими друг за другом поездами нормально составляет не менее трех блок-участков, а интервал между поездами в пакете равен 8 – 10 мин. При полуавтоматической блокировке попутные поезда разграничивают таким расстоянием, чтобы не приходилось задерживать второй поезд у проходного сигнала блок-поста или у входного сигнала станции по условиям движения первого поезда.
Рисунок 16.8.9 – Схема интервала между поездами в пакете
От точного определения станционных интервалов зависят безопасность и скорость движения, поездов, а также пропускную способность участков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.