3 Электромеханические характеристики тягового электродвигателя
К электромеханическим характеристикам тягового электродвигателя относятся:
1) скоростная характеристика, представляющая зависимость числа оборотов якоря от тока, потребляемого тяговым электродвигателем (рисунок 3.1), т.е.
;
2) моментная характеристика, представляющая зависимость вращающего момента от тока, потребляемого тяговым электродвигателем, т. е
;
3) характеристика КПД, представляющая зависимость КПД от тока, потребляемого тяговым электродвигателем, т. е.
Заметим при этом, что указанные характеристики снимаются при постоянном напряжении Uд (Uкс) и постоянной температуре обмоток.
При рассмотрении электромеханических характеристик примем следующие обозначения:
N – число проводников обмотки якоря;
2р – число полюсов (р – число пар полюсов);
2a – число параллельных ветвей обмотки (а – число пар ветвей обмотки).
Таким образом, если обмотка состоит из N проводников и образует 2а параллельных ветвей, то каждая ветвь состоит изпоследовательно соединенных проводников.
Как было отмечено выше, при движении проводника в магнитном поле в нём индуктируется противоЭДС (ЭДС самоиндукции)
(3.1)
При числе последовательно соединенных проводников результирующая противоЭДС Ерез= Епр
Так как
, ,
а линейная скорость на поверхности якоря, м/с,
то
. (3.2)
Откуда частота вращения якоря, об/мин,
(3.3)
где сп=– конструктивная постоянная.
Уравнение (3.3) может быть также представлено в следующем виде (в соответствии с рисунком 3.1)
(3.4)
где Rд=Rя+Rв – сопротивление обмоток тягового электродвигателя, Ом;
Rя – сопротивление обмотки якоря, Ом;
Rя – сопротивление обмотки возбуждения, Ом.
Следовательно,
(3.5)
Из выражений (3.3) и (3.5) следует, что уравнение скоростной характеристики тягового электродвигателя может быть представлено в следующем виде:
. (3.6)
Рисунок 3.1 – Схема тягового электродвигателя с последовательным
возбуждением
Важно отметить, что при Uд = const, Rд = const число оборотов якоря тягового электродвигателя зависит от величины рабочего магнитного потока Ф и иока потребляемого тяговым электродвигателем.
Электромагнитный вращающий момент, действующий на якорь тягового электродвигателя,
(3.7)
Подставляя в уравнение (3.7) значение силы, действующей на провод якорной обмотки, из выражения (2.1), а так же имея в виду, что
и ,
получим -------------------- (3.8)
где – конструктивная постоянная.
Уравнение моментной характеристики и общем виде может быть, написано в следующем виде, Нּм:
(3.9)
где ΔМ – механические и магнитные потери вращающего момента в тяговом электродвигателе, Нּм.
В процессе преобразования тяговыми электродвигателями электрической энергии в механическую в них теряется часть проводимой энергии. Эти потери слагаются:
1) из потерь в меди обмоток (ΣI2R);
2) потерь в щеточном контакте;
3) механических потерь (потери от трения вала в подшипниках, щеток о коллектор, якоря о воздух);
4) магнитных
потерь или потерь холостого хода (потери
от гистерезиса и вихревых токов в якоре).
Коэффициент полезного действия тягового электродвигателя
(3.10)
где Р2 – мощность, отдаваемая тяговым электродвигателем, Вт;
Р1 – мощность, подводимая к тяговому электродвигателю, Вт.
Мощность, отдаваемая тяговым электродвигателем,
, (3.11)
где ΔР – суммарные потери мощности.
Мощность, подводимая к тяговому электродвигателю,
(3.12)
Следовательно,
. (3.13)
Суммарные потери ΔР определяются при испытании тягового электродвигателя на стенде или расчетным путем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.