Железнодорожная транспортная система, структура и функционирование. Перевозочный процесс. Дестабилизирующие и поражающие факторы

Страницы работы

Содержание работы

Приложение 1

1-й вопрос. Железнодорожная транспортная система, структура и

функционирование.

Человечество за свою историю освоило множество технических процессов образовавших вторичную среду обитания – технологическую, которая существует наряду с первичной естественной средой – природной.

Некоторые технические процессы в определенном состоянии, например при отказе технических средств, способны причинить огромный вред людям, природе и другим техническим процессам. Количество технических процессов возросло на столько, что человеческое сообщество стоит перед необходимостью решения одной из самых глобальных проблем своего выживания - защитить себя и природу от отрицательного воздействия технологической среды.

Примером технического процесса является выработка электроэнергии на АЭС, производство ОВ на химических заводах, создание биологического оружия и др.

К технологическому процессу относятся и перевозочные процессы, реализуемые различными видами транспорта, в т.ч. и железнодорожным. Действительно, известны многочисленные крушения и аварии поездов, сопровождающихся гибелью большого числа людей, утратой значительных материальных ценностей, а также потерями экологического характера.

Следовательно, проблема обеспечения безопасности движения транспортных средств является частью более общей проблемы, а именно, защиты человека от отрицательных воздействий окружающей его технологической среды

Ст.1.  железнодорожный транспорт- основа транспортной системы страны по перевозке населения и грузов (ФЗ о ЖДТ).

Железнодорожная транспортная система (ЖДТС) - совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала предназначенная для осуществления в регламентированных условиях перевозочного процесса.

 Таким образом, к элементам ЖДТС относятся: технические средства, средства их использования, технический персонал.

К техническим средствам ЖДТС относятся, например, вагоны, локомотивы, железнодорожный путь, системы управления движением, искусственные сооружения, депо и ремонтные участки, средства погрузки и выгрузки, технические средства формирования поездов на сортировочных станциях и т.д.

Транспортным средством ЖДТС является поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющими установленные сигналы.

При наличии одних и тех же технических средств для достижения наибольшей эффективности перевозочного процесса в конкретных условиях его реализации применяют различные способы их использования. Так, для достижения максимальной провозной способности участков ж.д. применяют тяжеловесные и длинносоставные поезда. В др. условиях, когда не требуется осваивать большие потоки грузов, целесообразно использовать поезда среднего веса порядка 3500т. Но с изменениями параметров поезда изменяются и требования к правилам его ведения по условиям безопасности. В тяжеловесных и длинносоставных поездах, к примеру, увеличивается вероятность выдавливания вагонов, что должно учитываться при выборе режима торможения таких поездов.

Непременной составляющей любой транспортной системы является технический персонал, который участвует в оперативном управлении перевозочным процессом, выполняет различные технологические операции по реализации перевозочного процесса, осуществляет ремонт и обслуживание технических средств. Ошибочные действия его оказывают существенное влияние на безопасность перевозочного процесса и часто приводят к тяжелым последствиям. Человеческий фактор на всех видах транспорта, в т.ч. и на ж.д., является одним из наиболее распространенных дестабилизирующих факторов перевозочного процесса.

 Обобщенная структурная схема перевозочного процесса

.

Транспортная система реализуется в ходе перевозочного процесса.

По степени опасности состояния перевозочного процесса и состояния ЖДТС подразделяются на опасные и неопасные.

Опасное состояние ж.д. перевозочного процесса – состояние ж.д.перевозочного процесса, соответствующее неработоспособному опасному состоянию ЖДТС.

Неработоспособное опасное состояние ЖДТС – неработоспособное состояние ЖДТС, при котором возникают поражающие факторы.

 Перевозочные процессы сопровождаются возникновением побочных продуктов - вредными выбросами двигателей транспортных средств (самолетов автомобилей, тепловозов и др.) шумами вибрациями и т.д. Они, как правило, оказывают отрицательные воздействия на окружающую среду и пассажиров. Именно поэтому побочные продукты транспортных процессов нормируются и ограничиваются нормативно-технической документацией. Требования этой документации учитываются на всех этапах « жизненного цикла » транспортной системы.

Похожие материалы

Информация о работе