Мировой опыт развития транспортных монополий, страница 8

Вышеизложенное свидетельствует о том, что реформы на железных дорогах проходят, как правило, по трем направлениям: вывод железных дорог из ведения правительства и принятие обеими сторонами пересмотренного перечня задач и ответственности; реструктуризация железных дорог с целью усиления ориентации при сохранении роли правительства в содержании инфраструктуры и поддержке социально необходимых видов обслуживания; пересмотр границ между общественным и частным сектором в предоставлении транспортных услуг.

При этом проблема деления эксплуатации и инфраструктуры нашла отражение в создании множества моделей организации инфраструктуры (Приложение А).

Таблица 1.5

Общая характеристика внедренных реформ на различных железных дорогах

Страна

 Соответствие принципу обособления инфраструктуры от эксплуатации

 Организационно-правовые формы железных дорог

 Результаты

 

1

2

 3

 4

 

 Швеция

 “Шведская национальная железнодорожная администрация” (BV) отвечает за содержание и развитие железнодорожной сети и подвижного состава; “Шведские государственные железные дороги” (SJ)—коммерческая компания, которая занимается перевозками грузов и пассажиров на равных с другими перевозчиками условиях.

Организационная деятельность различных служб основывается на экономической самостоятельности. Службы имеют национальный и государственный статус. Холдинговая группа AB Swedcarrier управляет дочерними предприятиями по подсобным видам деятельности в рамках SJ Group (где существуют различные формы собственности).

 Достижение высокого уровня децентрализации.

 

Великобритания

 Инфраструктурой владеет администрация Railtrack; грузовые перевозки выполняет компания EWS, пассажирские - 25 территориальных франшиз.

Все компании имеют частный статус и взаимодействуют между собою на базе контрактов.

 За счет повышения  комфорта увеличился объем пассажирских перевозок, на 30% повышена точность соблюдения графика движения поездов

Продолж. табл. 1.5

1

2

 3

 4

 

Германия

 Инфраструктура (на 50,1% принадлежит государству):DB Station & Service и DB Netz AG; функции эксплуатации: DB Cargo AG-грузовые перевозки; DB Reise & Touristik AG-дальние пассажирские перевозки; DB Regio AG-региональные перевозки. 

Концепция реформирования организационной формы объединяет преимущества децентрализованного руководства с сильными сторонами единственно управляемого концерна: усиление роли холдинговой компании “ДБ АГ Холдинг”; передача полномочий принятия решений и ответственность за них на уровень предприятий-акционерных обществ

Реформирование первого этапа привели к максимальному удовлетворению требований пассажиров и грузоотправителей. На конец 1997 г. возрос грузо- и пассажирооборот на 12,9%, в т.ч. пассажирские перевозки (т) — на 15,1% грузооборот — на 12%; оборот концерна возрос на 9%, производительность труда — на 83,5%

Франция

 Вновь созданная государственная корпорация “Железнодорожная сеть Франции”(RFF) является оператором французских железных дорог и собственником инфраструктуры, руководить которой от лица RFF уполномочено ”Национальное общество французских железных дорог” (SNCF). Ответственность за региональные перевозки передана на уровень местных властей.

 Реформа нацелена на сохранение единства предприятия в плане ответственности за железнодорожные перевозки. Как RRF, так и SNCF имеют статус акционерного общества, находятся в собственности государства, и планов относительно приватизации нет.

 Реформа позволила сохранить характерные черты национальной железнодорожной системы: статус SNCF как единого органа, который отвечает за эксплуатацию транспортных сообщений и управление инфраструктурой; государственный характер предприятий, которые занимаются эксплуатацией и текущим содержанием.

Бельгия [28]

 Предусматривается создание  2-х органов по надзору за инфраструк­турой и подвижным составом и непосредственной организации перевозочного процесса, а также создание 10 хозяйственных единиц с функциональными подразделами.

 Предусматривается создание холдинговой компании, которая стоит во главе акционерных обществ.

 Конечный результат этой реформы — это распределение всего железнодорожного хозяйства на несколько независимых, автономно функционирующих подразделений с полной организационной и финансовой независимостью каждого из них.